KTM 690 Duke Junior Cup Edition – ТЕСТ
2011 г. в., 690 см3, 79,8 л. с.,
140 кг, 250 000 руб.
текст: Владимир Здоров
фото: Никита Колобанов,
Роман Романишин
На фото: Владимир Здоров, Антон Власов
»У каждого мотоцикла своя особая история. Но мало какой серийный дорожный аппарат может похвастаться омологированной «разозленной» версией, созданной для монокубка собственного имени в рамках мирового чемпионата WSBK! Один из таких уникумов — КТМ 690 Duke в спецификации KTM Junior Cup WSBK, которого каким-то неведомым образом занесло в Россию, чем мы немедленно и воспользовались. Такие редкие возможности и единичные экземпляры гоночной техники, доступные на весь трек-день,— почти иллюзорная мечта, фантастический вариант развития событий, который иногда все-таки превращается в реальность…
Австрийцы всё время наращивают своё присутствие в сегменте дорожных мотоциклов, и монокубок KTM 690 European Junior Cup, проходивший в 2012 году в рамках чемпионата WSBK,— один из наиболее сильных маркетинговых ходов для привлечения внимания к «гражданскому» Duke 690. Здесь начинается самое интересное: вроде бы официально количество разрешенных переделок и усовершенствований довольно серьезно регламентировалось, чтобы не взвинчивать цены на гоночные аппараты и, соответственно,— не устраивать гонку вооружений, и чтобы провести параллель с «гражданской» моделью, дабы показать, что можно прийти и купить «обычный» Duke, который мало чем отличается от своего гоночного визави… Для нас такой посыл был особенно интересен, ведь «обычный» Duke «катали» все сотрудники редакции в рамках рубрики «Взгляд», побывал 690-й и на тесте, причем тот тест оставил у меня очень много вопросов — особенно в том, что касалось отдачи двигателя и работы подвески. Поэтому попытаться понять, насколько схожи и различаются KTM 690 Duke и его версия для монокубка Junior Cup WSBK, было особенно интересно.
Нюансы
Итак, насколько в техническом плане Junior KTM 690 отстранен от «стока»? Сначала что касается двигателя: перенастроенная под работу с выхлопной системой Akrapovic электроника, согласно заводским данным, должна обеспечивать около 79,8 л. с на коленвале. К сожалению, более точной информации по изменениям производительности ДВС получить практически невозможно, но, очевидно, что только прямоточный выхлоп, пусть и с перенастроенными «мозгами», вряд ли смог бы поднять отдачу «одностволки» более чем на 10 л. с. Да и, судя по «пристрастию» мотора к высокооктановому бензину, на котором мгновенно ощущается разница («обычный» Duke не дает каких-то реальных изменений при работе на АИ-95 или АИ-98, в то время как Junior мгновенно выдает дополнительные л. с. на АИ-98, по сравнению с АИ-95!), можно говорить о том, что инженеры серьезно «поджали» «голову» мотора, увеличив степень сжатия. Еще из особенностей «спортсмена» стоит отметить проскальзывающее сцепление APTC, рассчитанное на профессиональных гонщиков и позволяющее дольно долгие блокировки заднего колеса при понижении передач.
Ходовая часть
Изначально «вкусная» рама из хромомолибденовых труб «стока» вряд ли могла быть сильно улучшена. Единственное, чего ей не хватало,—многочисленных защитных элементов, которых у «спортсмена» в ассортименте. Впрочем, некоторые изменения здесь все-таки есть: в частности, «спортивные» водительские подножки, которые на гоночном аппарате установлены значительно выше своих гражданских коллег, при этом они еще и заметно смещены назад. Схема работы коробки передач здесь «перевернутая», как на любой гоночной технике. К счастью, вернуть ее к «классическому» варианту —дело пяти минут: достаточно просто переставить тягу от лапки КПП. Разумеется, вся «цивилизованная» атрибутика на спортивной модификации отсутствует, начиная от пассажирского сиденья и заканчивая светотехникой. Как следствие, снаряженная масса Duke «упала» до 140 кг! Конечно, только этим инженеры не ограничились: за тормозной потенциал отвечают специально «обученные» механизмы Brembo —
разумеется, без ABS. А подвеска на Junior — сплошь «голубая кровь»: полностью регулируемая WP, само собой,— как вилка, так и амортизатор. Всё это техновеликолепие работает в тесном содружестве с облегченными колесами Marchesini. Следствием минимизации «лишних» деталей стал иной пластик в задней части обтекателя и «плуг» под мотором. Удивительно, что на фоне отсутствующей фары и зеркал сохранился такой атавизм для гоночной техники, как замок зажигания. Венчает поджарый и поигрывающий мускулами силуэт модный руль «афтермаркет», разумеется, оранжевый…
Racer
Где можно всесторонне испытать такой мотоцикл и попытаться подобраться к его пределам? Разумеется, на полноценном треке, и любой другой вариант — просто профанация! В нашем случае пределы чистокровного «гонщика» из Маттигхофена изучались на трассе Kazan Ring. Другими словами, всё было предельно честно, без единого экивока и без капли снисхождения, перемешанного с уже изрядно набившими оскомину завываниями о недостаточном количестве полноценных треков в родных пенатах. Для начала Junior, вопреки своему названию, приятно удивил: мне казалось, что с моими габаритами делать на этом небольшом мотоцикле будет совершенно нечего — разве что выступать клоуном в ближайшем цирке. Тем не менее, несмотря на расположенные в районе отсутствующих пассажирских «коллег» подножки и куда более низкий, по сравнению со стоковым вариантом, руль, мне удалось весьма недурно разместиться на месте пилота. Немного манипуляций с тягой лапки КПП, и вот в моем распоряжении уже «классическая» схема смены передач, не заставляющая ломать голову перед каждым переключением. Сразу скажу, чуда не произошло и почти 700-кубовая «одностволка» не превратилась в свирепый 200-сильный снаряд, мгновенно разрывающий на куски неофитов еще только при подходе к мотоциклу! Но и проводить параллели с «обычным» Duke 690 тоже не получается: общего в этих машинах — только аббревиатура на бензобаках.
В R&D-департаменте компании КТМ без особо серьезных финансовых кровопусканий сумели по-настоящему разозлить смиренную гражданскую овцу! Нет, поймите меня правильно: KTM 690 Duke — весьма любопытный экземпляр на рынке однообразных, как скандальные ток-шоу Малахова, сородичей. Но после первого же круга на Junior вы уже никогда не сможете смотреть в сторону серийного Duke… Ведь после работы инженеров, маркетологов и прочих зеленых совместно с хартией любителей особого вида пресноводных лягушек все непозволительные в старушке Европе проявления грубой силы, динамики и настоящего бойцовского характера были отданы родственнику-«спортсмену». В работе компонентов WP не осталось и тени следа от расхлябанности отъевшегося на евротолерантности «племянника» из австрийской глубинки — практически спортбайковские короткоходные подвески даже не потребовали вмешательства: очевидно, до столь тонких настроек еще нужно дорасти. Вкупе с «растянутыми» передачами и заметно «разогнанным» на средних и особенно на высоких оборотах двигателем это создало совсем другую картинку, где только настоящий специалист сможет увидеть «кисть» тех, кто создавал «просто» Duke 690.
Результат не заставил себя ждать: уже с четвертого захода я «привез» не самое плохое время круга (1:36), что с учетом полного отсутствия какой-либо ветрозащиты и совсем нескромной «снаряженной массы» автора материала, несильно уступающей таковой, собственно, самого мотоцикла, можно считать весьма достойным результатом. Что, разумеется, вполне логично и обоснованно, ведь настолько узкоспециализированных гоночных машин я уже давно не «катал»! Последний раз похожее было в Монце, три года назад, когда смелые немцы отдали журналистам гоночные болиды WSBK Марка Меландри и Леона Хэслама. Но тогда у меня в распоряжении было всего четыре круга и незнакомая трасса. В этот раз у меня был «вкатанный» трек в Казани и неограниченное время. Во многом благодаря этому обстоятельству, но, главное, вследствие филигранных заводских настроек КТM Junior, не несущих в себе никаких компромиссов и рассчитанных исключительно для трека, спустя совсем небольшое время мне удалось убрать со времени круга еще две секунды, что в итоге подтянуло показатель к 1:34,01. Уверен, для KTM 690 Junior это далеко не предел, и, судя по парням, сражавшимся за тысячные доли секунды в КТМ Junior Cup и вЕсящим, как половина моего самомнения, этот мотоцикл, скорее всего, сможет выбраться в Казани даже из отметки 1:30… Настоящий профессионал!
Реалии
Нужно четко видеть, где за такой заманчивой патокой начинается суровый битум беспощадной реальности. Абсолютно всё на KTM 690 Duke из мира WSBK рассчитано на предельно быстрое «трамбование» времени круга. Поэтому в гражданском мире практичность такого мотоцикла стремится к нулю — даже если его поставить на мотоциклетной выставке, большая часть праздной публики будет индифферентно проходить мимо непонятного «мопеда», зачем-то обвешанного ярким пластиком. Соответственно, на треке ситуация иная: КТМ 690 Duke в своей максимально «злой» ипостаси — как нераскрытая книга, «добраться» до глубин которой можно только очень долгими и упорными тренировками. Здесь нет «бесконечного» двигателя, обычно нивелирующего ошибки пилота, нет сверхзвуковых скоростей на прямых (скажем, в моем варианте я с трудом набирал 200 км/ч на обратной прямой Kazan Ring)… Более того, в случае покупки этого гоночного реликта вас мало кто поймет даже из круга тех людей, кто частенько посещает трек-дни. На другой стороне весов — весьма доступная для «чистого спортсмена» цена, аура оранжевого победителя и, пожалуй, главное — насколько мне известно, на момент написания этого материала в России такой мотоцикл был один. Стопроцентный эксклюзив! /