Moto Morini Granpasso 1200 – Тест
2013 г. в., 1187 см3,
118 л. с., 210 кг, 595 000 руб. (цена на год проведения теста)
текст: Антон Власов
фото: Кирилл Калапов
С ростом популярности туристических эндуро значительно выросло и разнообразие моделей: сегодня технику этого класса выпускают все крупные мотоконцерны, без исключений! Но на слуху только набившие оскомину BMW R1200GS и KTM Adventure, которых народная молва, усилия маркетологов и действительно достойные ходовые качества давно как канонизировали и присвоили святой статус. Между тем, не BMW и KTM едиными жива индустрия, и на мировом рынке предостаточно не менее интересных предложений! В том числе —и экзотический итальянский Moto Morini Granpasso 1200.
Возродившаяся недавно компания Moto Morini пока выпускает только три модели: нейкед Corsaro 1200 Veloce, скремблер с оригинальным названием Scrambler 1200 и туристический эндуро Granpasso 1200. Все три аппарата построены на одной платформе, но отличаются некоторыми значительными деталями, наделяющими каждый мотоцикл индивидуальностью. Например, у всех моделей разная настройка мотора, отчего один и тот же итальянский V-твин в ходовой части Corsaro, Scrambler и Granpasso и звучит, и «едет» по-разному. Кроме того, модели различаются геометрией рамы, настройкой подвески, конфигурацией тормозной системы… Как и все выпускаемые сегодня мотоциклы марки Moto Morini, туристический эндуро Granpasso 1200 — это не полностью новая разработка, а хорошо забытая старая. Аппарат создан на базе дорожного супермото Granferro, который итальянский производитель разработал в конце 2009 года, когда у компании уже начались серьезные финансовые трудности и до банкротства ей оставалось совсем немного. К слову, облик модели Granferro, во многом отразившийся и в дизайне Granpasso 1200, был создан художником Родольфо Фрасколи из компании Marabese Design, которая «рисовала» внешность таких аппаратов, как ApriliaPegaso 650, GileraRunner, MotoGuzziGriso, PiaggioMP3 и TriumphSpeedTriple.
Granpasso 1200 — почти полная копия так и не увидевшего свет прототипа Granferro, который компания Moto Morini не успела запустить в серийное производство из-за банкротства и последовавшей ликвидации фирмы. Если детально сравнивать два мотоцикла, становится ясно, что туристический эндуро — это тот же дорожный супермото, только с высоким ветровым стеклом, гармонично вписавшимся между двумя забавными линзовыми фарами, и одной выхлопной трубой с правой стороны, тогда как у Granferro их было две. Плюс небольшие косметические изменения в форме пластика, другое переднее крыло, другие колеса и тормоза… вуаля, новая модель готова!
МУТАЦИЯ
За последние несколько лет с классом туристических эндуро произошла (и по-прежнему происходит) любопытная метаморфоза. С каждым годом баланс качеств мотоциклов этого типа всё больше смещается в сторону характеристик дорожно-спортивной техники, а внедорожная составляющая постепенно исчезает. Уже сейчас она почти растворилась в сверхмощных двигателях и многочисленных электронных системах, которые в некоторых особо тяжелых случаях даже не отключаемы.
Мутация класса началась с Ducati Multistrada 1200, стопроцентно «асфальтовой» модели с 1198-кубовым 150-сильным двигателем, полностью регулируемыми подвесками и радиальными передними тормозными скобами Brembo. Назвать этот прикинувшийся белой овечкой спортбайк туристическим эндуро едва ли сможет даже самые преданный почитатель болонской марки… Но если от Ducati можно было ожидать подобный аппарат, то характер нового R1200GS, без проблем исполняющего power-wheelie на второй передаче, стал неожиданностью даже для ценителей культовой баварской модели. Продолжил тенденцию и KTM 1190 Adventure, получивший двигатель от супербайка RC8!.. Вполне соответствует последней моде и Moto Morini Granpasso 1200.
Впрочем, ожидать от итальянского туристического эндуро чего-то другого было бы странно, ведь, несмотря на многочисленные отличительные черты, аппарат все-таки построен на одной платформе с нейкедом Moto Morini Corsaro 1200 Veloce! И даже после глобальной перенастройки двигателя, который в версии модели Granpasso получил наименование FMVE01, а заодно где-то «по пути» потерял 22 л. с. максимальной мощности и 19 Нм крутящего момента, это всё тот же 1187-кубовый короткоходный и весьма «зубастый» итальянский V-твин. Чтобы адаптировать мотор для Granpasso, итальянцы изменили все его возможные настройки: перепрограммировали блок управления системы впрыска топлива, установили другие углы опережения зажигания, переделали впускную и выпускную системы… Как результат — при весьма схожем с силовой установкой нейкеда Corsaro характере мотор туристической модели не такой резкий и не так рьяно замедляет мотоцикл при закрытии «газа», что сделало двигатель Granpasso проще в обращении и дружелюбнее к пилоту. Кроме того, установка FMVE01 ощутимо меньше вибрирует и обладает более скромным аппетитом, что для мотора туристического эндуро весьма ценные качества.
ПРОСТОЕ ЖЕЛЕЗО
Поскольку руководство компании Moto Morini убеждено, что ничто не должно мешать человеку чувствовать мотоцикл, ни одна модель марки не оборудована какой-либо электронной системой помощи. То есть ни банальной ABS, ни, разумеется, трекшн-контроля, ни возможности переключать режимы работы двигателя. В этом смысле Granpasso — явный аутсайдер класса, поскольку абсолютно все современные топовые туристические эндуро изобилуют продвинутой электроникой. И хотя далеко не все многочисленные «умные» системы, на мой взгляд, нужны и полезны, ABS и переключатель программ мотора итальянскому мотоциклу, определенно, пригодились бы, коль уж модель претендует на звание туристического эндуро.
Зато у Moto Morini Granpasso 1200 есть проскальзывающее сцепление, которым комплектуются все три модели недавно воскресшей болонской марки. И если на нейкеде Corsaro 1200 Veloce оно было «в тему», то зачем APTC на туристическом аппарате, не очень понятно. Хотя, как известно, при определенной доле настойчивости найти применение и оправдание можно даже перевернутой гоночной коробке передач на технике для начинающих — было бы желание!.. Но вот что действительно ценно — гидравлический привод сцепления, благодаря которому у рычага легкий ход и «прозрачная» обратная связь, что существенно облегчает езду на Granpasso в автомобильных пробкахВообще, всё, что касается комфорта,—это про Granpasso! В этом смысле итальянский аппарат —полноценный туристический эндуро со всеми присущими технике этого класса атрибутами: удобное сиденье с ярко выраженной ступенькой между водительской и пассажирской частями, правильная прямая посадка, отличная ветрозащита, продуманная эргономика, длинноходные подвески, пригодные не только для ровных, как бильярдный стол, скоростных шоссе, но и для разбитых «направлений» и грунтовок (не поверите —в Европе тоже есть плохие дороги!)…
Мотоцикл комплектуется такой же вилкой Marzocchi перевернутого типа, как и нейкед Corsaro, но у Granpasso ход колеса, конечно, больше и составляет вполне типичные для большого «туриста» 175 мм. А задняя подвеска —«игра на повышение»: если Corsaro в стандартной комплектации оснащен моноамортизатором Sachs, то туристический эндуро получил… полностью регулируемый компонент от Ohlins с ходом 200 мм!
Стандартная настройка подвесок мотоцикла явно рассчитана на крупного итальянского мачо, поскольку под моими 70 кг ходовая часть Granpasso демонстрировала несвойственные технике этого класса жесткость и непоколебимость даже в крутых поворотах автодрома в Модене. И это, определенно, достоинство модели, поскольку шасси большинства конкурентов в заводском варианте мягко и податливо, как подтаявшее на солнце мороженое. Но как только корма Granpasso будет загружена пассажиром, либо за руль аппарата сядет человек весом 85–90 кг, мотоцикл станет комфортабельнее, и подвески «поплывут», как у типичного туристического эндуро. Благо к услугам владельца Granpasso обширный спектр регулировок.
SEMI-CUSTOM
Как и вся продукция компании Moto Morini, туристический эндуро Granpasso 1200 сделан очень качественно и с пристальным вниманием к мелочам: это действительно нечто среднее между серийной заводской продукцией и ручной работой! Так же как и в случае с нейкедом Corsaro 1200 Veloce и скремблером
Scrambler 1200, для Granpasso доступны несколько расцветок мотора и рамы, которые вкупе с многочисленными вариантами колора пластика позволяют покупателю легко персонализировать мотоцикл. К сожалению, формат европейского теста Granpasso 1200 не позволил попробовать аппарат за пределами асфальтовых дорог, а потому этот материал можно считать первым знакомством с моделью, в ходе которого удалось раскрыть только туристическую суть мотоцикла, так и не «отведав» составляющую эндуро. Но то, как аппарат вел себя в качестве «туриста», впечатлило. Это действительно очень удобный и комфортабельный мотоцикл с «живым» и ярким мотором, который даже после некоторой «кастрации» остался всё тем же харизматичным без малого 1200-ку-
бовым V-твином с истинно итальянским характером —немного истеричным, но уж точно не скучным. Особо приятно, что ценник на Moto Morini Granpasso 1200 более чем гуманный… 595 000 рублей, что как минимум на 100 000 рублей дешевле, чем все представленные на российском рынке конкуренты, а в некоторых случаях —почти на 200 000 рублей!