Sherco 300 SEF-R – ТЕСТ
Революция
2014 г. в., 304 см3, 102 кг, 435 990 руб.
текст: Юрий Солонович
фото: Роман Романишин, архив редакции
на фото: Юрий Солонович
»Как известно из мировой истории, любая диктатура рано или поздно изживает сама себя: тотальное доминирование одних над другими не может длиться вечно…
Сегодня некогда могучие интеллектуалы-греки превратились в смешных и ленивых европейских попрошаек. Грозные вояки-испанцы теперь славятся на весь мир своими винами и хамоном, а большинство потомков завоевавших половину земного шара татаро-монголов до сих пор не догадываются о существовании туалетной бумаги и Интернета… В современных реалиях мало кто усомнится в том, что компания KTM является одним из лидеров индустрии производства спортивных внедорожных мотоциклов. Особенно, что касается выпуска эндуро-моделей, коих в производственной гамме австрийского концерна полтора десятка. И противостоять такому массированному товарному напору не могут ни прагматичные и дисциплинированные японцы, ни мелкие производители Старого Света. Да и, сказать откровенно, угнаться за всеми техническими инновациями, в изобилии рождающимися в Маттигхофене, довольно тяжело. Но, несмотря на техническое и экономическое могущество компании KTM, другие европейские производители порой выдают вполне конкурентный и внушающий уважение своими техническими характеристиками продукт. И не просто показывают публике великолепный и провокационный выставочный макет, а доводят свое детище до полноценного серийного производства.
Интернационал
Потенциальный «убийца КТМ» — компания Sherco — появился на свет в 1998 году в Испании, в небольшом городке Кальдес-де-Монбюи, где и было организовано производство и сборка мотоциклов для мототриала. В 2000 году во Франции, в городе Ним, испанцы открыли новый завод, который с самого начала ориентировали на производство спортивных эндуро и супермото. Сегодня это полноценное предприятие со своим обширным парком металлообрабатывающих станков, сборочными цехами и складами готовой продукции. А техническими разработками мотоциклов занимается собственный конструкторский отдел компании. Кстати, в отличие от многих европейских собратьев по цеху, Sherco, как, впрочем, и КТМ, изготавливает часть узлов и механизмов для своей техники самостоятельно. Но в наш век интернациональной глобализации конечный продукт — это сборная солянка со всех концов земного шара. Двигатели собственные, но собранные из японских компонентов, стальные рамы свариваются силами европейских поставщиков, подвески — немецкие Sachs и австрийские WP, системы впрыска топлива, защитный пластик и тормозные механизмы — итальянские.
В ожидании появления на свет в 2015-м году флагманского эндуро с объемом двигателя 450 см3 «за старшего» в модельном ряду был назначен весьма самобытный и интересный мотоцикл — Sherco 300 SEF-R. Который после своего рождения сразу же привлек внимание всего прогрессивного мотосообщества. Благодаря компании Promoto мне удалось провести весь летний гоночный сезон 2014 года бок о бок с этим французским франтом, так что рассказ о нем будет максимально приближен к суровым реалиям настоящей, не показушной эксплуатации, без обязательных для стандартных журнальных тестов эрзацыводов и скоропалительных оценок. Начну, пожалуй, с внешнего вида этой пока экзотической для России внедорожной игрушки. Несмотря на то что это чуть ли не первый в истории страны французский мотоцикл для жесткого эндуро, собран он, на удивление, аккуратно и с неожиданным для столь молодой компании вниманием к различным весьма специфическим мелочам. Такой скрупулезный подход ожидаешь увидеть, скорее, от производителя с огромной внедорожной историей и серьезным багажом практических знаний, полученных за долгие годы участия в гонках мирового уровня.
Французский деликатес
Но внешний вид и качество производства — по-моему, не главный козырь Sherco. Основным достоинством 300 SEF-R является его вес! Сухая масса французского эндуро — 102 кг, что характерно, скорее, для традиционно более легких 2-тактных моделей! Пожалуй, это даже рекорд в своем классе! Для примера, ближайший конкурент в лице KTM 350 EXC-F весит без топлива 107,5 кг… а Husqvarna FE350–108,5 кг. Сами видите, даже с учетом технических жидкостей австрийские мотоциклы сильно тяжелее. К сожалению, французы (как, впрочем, и большинство производителей внедорожных мотоциклов) не озвучивают мощность силовых установок своих моделей. По моим субъективным ощущениям, производительность двигателя 300 SEF-R немного меньше, чем у мотора того же 350EXC-F. Но кажущийся недостаток в лошадиных силах с лихвой компенсируется меньшим весом аппарата, так что, подозреваю, по соотношению мощность/масса «француз» вряд ли проиграет «австрийцу».
4-тактный 1-цилиндровый двигатель с рабочим объемом 304 см3 установлен в раму из стальных хромомолибденовых труб. И, по уверениям производителя, собран он с применением японских комплектующих. Силовая установка агрегатирована 6-ступенчатой коробкой передач. Установлена новая система впрыска топлива Synerject с диффузором ⌀ 42 мм, благодаря использованию которой уменьшился расход топлива, улучшились реакции мотора на движение ручки «газа», а процесс торможения двигателем стал прогнозируемее. Несмотря на конкурентную борьбу, на 300 SEF-R установлены простые и надежные подвески начального уровня австрийской компании WP, принадлежащей концерну… КТМ! Однако в самой простой модификации 300 SEF используется вилка Sachs. Покрышки омологированы по правилам FIM и не требуют замены для участия в соревнованиях любого уровня. И даже несмотря на гигантский размер заднего 140-го колеса, управление настолько острое, что иногда просто не верится, что сидишь за рулем чистокровного спортивного эндуро, а не кроссового мотоцикла!
Реальная жизнь
Всё лето я тренировался на «трехсотке» на искусственных препятствиях, оставшихся после проведения ставшей уже легендарной гонки «Буйные есть?!», утюжил склоны «домашней» трассы эндуро-группировки Cannibal Racing в Звенигороде, гонял по кроссовым трассам. Даже проехал два этапа популярнейшего кантри-кросса, организуемого компанией XSR Moto, и поучаствовал в чемпионате России по эндуро на мотоциклах, который проходил в г. Дмитрове… В общем, узнал о тестовом аппарате всё и даже немного больше. Из-за острого угла наклона вилки у мотоцикла Sherco очень короткая база. Например, личный кроссовый Yamaha YZ250F 2009 года выпуска длиннее французского эндуро на несколько сантиметров! Поэтому модель 300 SEF-R, несмотря на 140-ю эндуро-резину, обладает прекрасной маневренностью. Управление в поворотах настолько острое, что напоминает поведение кроссового Honda CRF250R 2013 года, прославившегося чрезмерной резкостью. Конечно, для полноценного мотокросса мотоцикл не подходит, но кантри, лесное эндуро и жесткий фрирайд — однозначно, его стихия!
Может создаться обманчивое впечатление о мнимой мягкости и благодушности характера двигателя. Но как только вы начнете чаще шевелить левой ногой и правильно и своевременно переключать передачи, 300 SEF-R преображается! Быстро ускоряясь, мотоцикл не выматывает райдера своей резкостью и нервозностью, как, например, некоторые модели конкурентов. А в верхнем диапазоне оборотов двигатель и вовсе полностью просыпается, не давая скучать ни начинающему «чайнику», ни прожженному профессионалу. В силу особенностей геометрии ходовой части и небольшой колесной базы во время скоростных прохватов по извилистым лесным или горным тропам Sherco практически нет равных. Легкость и удобство маневрирования ставят его на одну ступень с лучшими 2-тактными моделями. Единственное неудобство, которое испытываешь от небольшой длины мотоцикла,— это штурм крутых, почти отвесных подъемов, где благодаря сверхмалой базе 300 SEF-R стремится опрокинуться назад. Но такие случаи крайне редки, а в остальном мотоцикл просто великолепен! В моих руках Sherco прожил около 60 моточасов, и за это время никаких глобальных проблем с ним не произошло. Всё, что ломалось, отваливалось или отвинчивалось, происходило во время довольно серьезных падений, а естественной смертью не погиб ни один узел мотоцикла.
Конечно, говорить о том, что 300 SEF-R получился практически идеальным, я не буду, и недостатки у модели тоже, разумеется, есть. Очень смущают хрупкие и ненадежные подножки, сильно страдают бесстыдно торчащие в стороны радиаторы системы охлаждения (покупка защиты на которые просто обязательна) и по-женски хрупкий и «ломучий» защитный пластик. Реально утомляют постоянно откручивающийся по всему мотоциклу крепеж и отсутствие даже в качестве опции рычага кикстартера. Также поражает довольно высокая розничная цена новинки… Несмотря на все недочеты, которые можно считать болезнями роста, мотоцикл произвел революционный фурор в мире спортивного эндуро. Теперь в заводской команде Sherco легендарный Дэвид Найт, а в супертяжелой гонке Red Bull Romaniacs несколько десятков человек предпочли мотоциклам австрийского раскрученного гиганта новые боевые Sherco 300 SEF-R. И если желания, финансовых возможностей и здорового инженерного задора у французов хватит, со временем Sherco легко составит конкуренцию своему основному оппоненту в лице KTM и Husqvarna.