Экипировка “PSI”: История бренда!
Трезубец скорости
текст: Даниил Кочергин
фото: архив редакции
В конце прошлого века, аккурат на волне «Бархатной революции», вместе с ослаблением «социалистической хватки» в Чехословакии (да было когда-то такое государство) разрешили создавать частные производственные предприятия. Среди целого списка вновь появившихся фирм была зарегистрирована и некая компания с довольно странным названием и логотипом, в основу которых встала двадцать третья буква греческого алфавита – Ψ, или как ее удобоваримее называют в современной транскрипции PSi.
История
Кстати, полное название компании звучит как PSi Hubik. Вторая часть, собственно, – фамилия человека, основавшего производство. Либор Хубик с 1985 года активно принимал участие гонках в классе 250 см3, и именно это увлечение стало лейтмотивом для будущего бизнеса.
— «В те дни в мотоспорте в Чехии ощущалась нехватка достойных брендов. За исключением небольшой фабрики в городке Мост – угольной копилке страны, никто ничего не производил,и все ездили в перекупленных друг у друга зарубежных кожаных костюмах. Эти костюмы нелегально ввозились из ряда близлежащих западных стран. О том, чтобы выбрать подходящий размер или цвет, мечтать даже и не приходилось. Так что когда на одном из Мировых Чемпионатов я увидел экипировку, сшитую в Италии, я был сражен наповал.Сочетание технологий и дизайна делало гоночный костюм по-настоящему функциональным!» — рассказывает об истоках PSi Либор Хубик.
Начиная с 1989 года, благодаря только что законченному высшему техническому образованию, Либору Хубику удалось наладить процесс так, что бы технологии шли рука об руку с внешним видом и удобством, а врожденные лидерские качества и прагматичный ум бизнесмена сплотили вокруг Либора настоящих профессионалов. За почти тридцатилетнюю историю бренда Ψ многие специалисты были «воспитаны» прямо на производстве. Самых первых работников Либор Хубик пригласил (или вернее переманил) из стагнирующей на тот период обувной компании Svit Shoe. «Народный ботинок» (так дословно переводится название фабрики/бренда Svit Shoe) являлся прямым потомком и наследником обувной империи Bata на территории Чехии, а его мастера неплохо умели обращаться с кожей. По крайней мере чешская обувная продукция очень ценилась на всем союзном пространстве.
Технологии
Первые изделия PSi – кожаные комбинезоны. Сегодня в кожаных комбинезонах с символом Ψ ездят Karel Abraham, Simon Crafar, Danny Webb, Ondřej Ježek, Pawel Szkopek, Marek Szkopek, Michal Filla, Dan Kruger, Tom Tunstall, Kevin Hanusch, Jan Halbich, Сергей Крапухин, Андрей Чернов, Михаил Берестнев… Благодаря столь внушительному списку именитых гонщиков, инженеры-конструкторы PSi получают самые свежие данные для улучшения своей продукции. Которые, собственно, довольно успешно применяют на практике. Список спортсменов и любителей, носящих трезубец на своих комбинезонах ширится год от года. Ну и конечно, десятилетия поисков технологического совершенства превратили процесс пошива незамысловатой экипировки в сложный многоуровневый алгоритм производства.
Прежде чем стать доступной заказчику, новая модель сначала появляется в виде идеи, сформировавшейся из обработанных клиентских заказов и запросов. Ну например: комплект должен быть пригоден для таких-то климатических условий и быть комфортным для длительных или коротких поездок, подходящим для спортивного или повседневного применения и т.д., или обладать какой-то определенной спецификой, например дополнительной защитой.
Затем ТЗ попадает на стол инженера-конструктора и проявляется на чертежах. Мастер изобретает каким именно образом требования нового ТЗ в прямом смысле «вшить» в новую модель и при этом не потерять простоту в эксплуатации и при обслуживании вещи в дальнейшем. Кроме этого к одежде «примеряются» светоотражающие элементы. Ведь пассивная безопасность мотоциклиста сегодня – это первостепенный вопрос. Определяетсянаиболее выгодная форма и расположение отражателей. Некоторые модели оснащаются довольно хитроумными активными световыми элементами. Так, например, на куртках PULA и FLOW устанавливается светодиодный шнур в области воротника, который работает от миниатюрного блока питания.
Затем производство переходит в стадию создания образца. Рассматриваются и утверждаются материалы, которые будут применяться в конкретном изделии. Как раз на этом этапе скрупулезно просчитываются такие мелочи, как длинна стяжка, толщина нити и иглы, которые будут использоваться при шитье тех или иных элементов. Вы не поверите, но даже самая незначительная мелочь влияет на прочность «конструкции». И здесь же изделие максимально точно компонуется деталями – карманами, элементами защиты и пр. Именно на стадии создания прототипа лучше решить, что с точки зрения эргономики, удобства и прочности нужно, а что нет.
Особого внимания требует климат-мембрана, которая после вшивания в детали изделия должна быть еще «приварена» на специальном станке для достижения 100%водонепроницаемости. Перед запуском в производство проводится тестирование климат–мембраны – текстильные куртки и штаны проходят испытание в местах установки мембраны под статическим давлением водяного столба 15000 мм.
Испытания спортом
Теперь, когда прототип создан, его можно проверить огнем, водой, а нередко и медными трубами. Экипировка PSi тестируется в самых сложных условиях – в большом спорте. И довольно часто оказывается на пьедестале. Сегодня полноценные испытания проводятся как на асфальте в рамках WSBK, так и на грунте. В сравнении с историей кожаной линейки экипировки, текстильное направление компания открыла сравнительно недавно. Но и новое, молодое направление отнюдь не обделено собственным экспериментальным полигоном. Где максимально полно можно протестировать текстиль? Ну конечно на ралли «Дакар».
Впервые в экипировке PSi на самой престижной гонке на выносливость заявились David Pabiška и Jan Veselý в 2015 году. В 2016 к ним присоединился Milan Engel. В 2016 – Rudolf Lhotský. А в 2017 в экипировке PSi в «Дакаре» приняли участие уже 6 гонщиков (Milan Engel,Jacopo Cerutti, Jan Veselý, Tomáš Kubiena, Rudolf Lhotský, Josef Macháček, Ivo Kaštan) и две гоночные команды MRG team и Barth racing team.
На прилавок
Ну а как только все недочеты новой модели исправлены, а сама она максимально доработана, новинка становится доступной покупателю. Причем PSi не просто «строчит» миллионы товарных единиц с конвейера. Объем целенаправленно ограничивается в пользу качества, а опция индивидуального пошива (по меркам, снятым с клиента) возводит кондиционный уровень в рамки эталона. Не верите? А вот, например, сотрудники сотрудники почетного эскорта ФСО РФ доверяют экипировке PSi с 2012 года.
Что PSI, что 4SR делают неплохую экипировку, но… цены просто занавес, куртки (текстиль и кожа), комбезы стоят как от самых именитых брендов (Alpinestars, Daineze…), и намного дороже того же Berik, учитывая что зарплаты в Чехии не совсем европейские, то даже находясь здесь, я выберу экип точно не местного производства…