Frozen Moto Snow Moto Xtreme (SMX) – ТЕСТ
тест: Юрий Солонович
фото: Тимофей Слезкин
»До сих пор сноубайки в нашей по большому счету северной стране остаются вещью весьма экзотической. Хотя бы потому, что до сих пор мало кому удавалось распробовать на вкус эти небольшие гусеничные мотоциклы.
Прошлой осенью мне посчастливилось испытать мотоцикл, оборудованный американским комплектом Frozen Moto. Тест прошел в Приисковом, на заснеженных склонах Кузнецкого Алатау, что на границе Красноярского края, Хакасии и Кемеровской области. Однако знакомство с аппаратом прошло не совсем гладко, и тому было несколько вполне объяснимых причин. Во-первых, снега в ноябре 2013 года в горах насыпало экстремально много, и небольшой гусенице сноубайка было тяжело преодолевать океаны пухлого и глубокого снега. Во-вторых, технические проблемы и отсутствие реального российского опыта по настройке комплекта Frozen Moto не позволили использовать аппараты на полную катушку. В-третьих, всё та же неопытность не позволила должным образом подготовить тестовые мотоциклы, что также довольно сильно «смазало» первые впечатления от катания. Но в течение года «детские болячки» были тщательно залечены, и новый сезон показал новые возможности техники, импортируемой компанией Motosnowbike!
Новый донор
Почти через год, в октябре, я снова встретился с этими гусеничными внедорожниками и снова в далеком Приисковом. В этот раз снег еще не успел плотным непроницаемым одеялом укрыть склоны окружающих поселок гор, и условия тестирования существенно изменились. Но для начала давайте еще раз вспомним, из чего, собственно, состоит сноубайк. Это должен быть спортивный эндуро или кроссовый мотоцикл — причем с двигателем, чей рабочий объем не менее 450 см3 (что требуется для того, чтобы вращать довольно увесистую гусеницу с огромным, по мотоциклетным меркам, «пятном контакта»). На вилку донора устанавливается особая фрезерованная алюминиевая конструкция, на которой подвешена лыжа,— в нашем случае от снегохода Polaris семейства IQ. Вместо штатного маятника мотоцикла монтируется специальное шасси Snow Moto Xtreme (SMX), в котором установлена гусеница шириной 300 мм и длиной 3125 мм. За демпфирование отвечают два амортизатора хорошо известного всем снегоходчикам и квадроциклистам бренда Elka. Передача крутящего момента от двигателя к гусенице осуществляется путем установки двух коротких 520-х приводных цепей. Угол атаки гусеницы комплектов Frozen Moto максимально приближен к снегоходным значениям, что при наличии должного количества лошадиных сил в двигателе помогает машине всплывать в глубоком снегу.
Очередным донором для новой российской реинкарнации сноубайка на этот раз послужил кроссовый Kawasaki KX450F 2013 модельного года. Этот мотоцикл и так считается одним из самых мощных серийных кроссовых «снарядов», но для соблюдения чистоты эксперимента его серьезно «накачали» тюнинговыми «стероидами». На машину был установлен big bore kit, увеличивший объем мотора до 470 см3, и более «злые» распределительные валы. Конечно, после всех манипуляций этот зеленый демон стал потреблять бензин с октановым числом 100, но значительно увеличившаяся мощность с лихвой покрывает дополнительные затраты на заправку KX. Кстати, подобные эксперименты совершенно не означают, что для установки гусеничного комплекта на ваш мотоцикл придется подвергать технику подобному хирургическому вмешательству. Например, KTM 500 EXC с гусеницей Frozen Moto едет немногим хуже своего японского собрата.
Лучше гор…
Спустя почти год погода нам, можно сказать, благоволила. Небольшое количество снега, нетипично голые для этого времени года склоны, теплый ветер и дождь, гуляющие рука об руку по мрачным угрюмым
улицам Приискового. Правда, за перевалом снежный покров оказался существенно толще… Но на прочном и плотном слое наста лежал 20-сантиметровый слой липкого, почти по-весеннему напитанного водой снега. Ездить в таких условиях на горном снегоходе, как известно, сущее мучение: машина или не держится на скользком снежном покрытии, или норовит надолго «зацементироваться» на ноздреватых осенних горных склонах, взрезав рыхлый верхний слой… Вот тут-то Frozen Moto SMX и показал, на что способна такая несерьезная для многих гусеничная диковина! Сноубайк с легкостью резал лыжей липкий снег, формируя для себя небольшую, но весьма устойчивую «полку» даже на реально крутых склонах. Мощности двигателя вполне хватало заезжать туда, куда отваживались подниматься лишь весьма искушенные снегоходчики. Сноубайк с легкостью «траверсировал» в вертикальной плоскости, играючи пробираясь через сосновые заросли или пересекая небольшие рельефные овраги водосбросов.
По окончании теста я, выбираясь из живописной заснеженной долины, так и не смог угнаться за гусеничным мотоциклом на новеньком Ski-Doo Summit с длинным 154-м траком! Конечно, будь на склонах больше свежего рассыпчатого снега, сноубайк неминуемо бы проиграл импровизированную схватку с подготовленной горной машиной, но в условиях снежного дефицита он показал себя с самой лучшей стороны. Такая погода позволила объехать все самые интересные места в окрестностях Приискового, полюбоваться горными вершинами на перевале, забраться на плато, ранее недоступное, и с удовольствием взрезать склоны, традиционно облюбованные горнолыжниками и сноубордистами. Но на твердой укатанной поверхности сноубайк суров и неприступен, как дикий американский мустанг! Из-за широкой гусеницы наклонить его в таких условиях практически невозможно, и бороться со своими мотоциклетными инстинктами становится довольно тяжело. Плюс к этому узкий, длинный и не очень широкий гусеничный мотоцикл не дает райдеру расслабиться ни на секунду и насладиться ожидаемой устойчивостью стандартного снегохода.
После этой поездки мои предположения по поводу истинного предназначения этого небольшого, но мощного генератора адреналина полностью подтвердились. Могу с уверенностью посоветовать Frozen Moto жителю любого не очень снежного региона: везде, где толщина снежного покрова не достигает запредельных значений, сноубайки едут на зависть многим снежным машинам, карабкаясь на, казалось бы, неприступные склоны и экстремально наклоняясь в поворотах до кончиков рукояток руля. Он понравится всем тем, кто не желает тратить деньги на снегоход или расставаться с любимым внедорожным мотоциклом на долгое зимнее время, фанатичным поклонникам эндуро и поклонникам зимнего околодачного туризма выходного дня, любителям горных лыж, сноуборда и просто всем любителям зимних экстремальных развлечений. Главное, никогда не сравнивайте сноубайк со снегоходом и просто получайте удовольствие от езды! /