Lynx Boondocker DS 850 E-TEC – ТЕСТ (+видео)
Квинтэссенция
Модельный год: 2018, 850 см3, 165 л.с.,
Текст: Павел Курлапов
Фото: Лина Арнаутова и BRP
>>В прошлом году канадская ветвь концерна BRP – Ski-Doo с музыкой и фанфарами представила свою совершенно новую платформу REV четвертого поколения. Правда, в 2017 вышел только флагманский «горник» Summit, однако сейчас «тележка», как говорится, пошла в массы. Не остались в стороне и горячие финские парни из Lynx, которые только и ждали, чтобы создать на новой базе свои модели. И, разумеется, главной бомбой стал новейший Lynx Boondocker.
Четвертое поколение REV в финском варианте получило собственное название – Radien в честь верховного божества саамского пантеона – Радиен Атче, дословно – «источник власти». Финны решили пойти своим путем и к привычной многим скандинавской мифологии прибегать не стали, выбрав название для шасси из народной саамской культуры.
Стоит отметить, что платформа «Радиен» ничем, кроме наклеек не отличается от «скидушной» REVGen4 – чистый маркетинг, да и революционных изменений в ней нет. Из наиболее заметного – скошенные грани туннеля, которые позволяют сделать его обхват ногами более комфортным и эргономичным. Сориентированный по оси симметрии двигатель (y прошлых модификаций он был смещен вправо). Вместе с рамой обновили и двигатель – двухтактную 850-кубовую рядную «двойку» жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива Е-TEC. Интересно, что на новую раму устанавливается только этот мотор: альтернатив пока нет.
Мощность силовой установки Rotax подняли до 165 л.с., – двигатель исключительно живой, отзывчивый и тяговитый. На каждое нажатие на курок «газа» снегоход неизменно отзывается отрывом лыж от снега! Ничего подобного у конкурентов пока нет. Мотор – зверски превосходный, или превосходно зверский, – как угодно!
Нужно отметить, что на этом общие черты с канадским братом по платформе, у «бундокера» заканчиваются. Финны даже не позиционируют своего флагмана, как «горную» модель. У них и гор то толком нет. А вот глубокого снега – выше крыши. И холмов, поросших лесом – сколько угодно. И сопки, и болота и тысячи километров снегоходных трасс, разбитых до состояния полуметровой гребенки, в общем, совершенно своя специфика. В этом году, в качестве моделей 2018 года, «бундокер» предстал в трех вариантах: базовом, RE – RacingEdition и DS – DeepSnow. Именно последний и стал квинтэссенцией всех новых технологий и, в целом, именно он – самый интересный из всех.
Однако при сходстве с канадскими моделями, общих элементов пластиковой облицовки у них нет. Дело тут не только в ревности к «большому брату», хотя, мне кажется, и не без этого («нас купили, но мы все равно сами по себе»), но и в чисто практическом смысле. У «Бундокера» меньшая чем Summit-а габаритная ширина в «плечах» – боковинах капота. Заметно уже и подножки. Поначалу такое решение показалось излишним: если встать на подножку боком по ходу движения, нога упирается в край не серединой стопы, как привычно, а носком. На практике это не доставило особых проблем: нога не соскальзывает и неплохо держится «зубами» подножки. Такое решение, по словам создателей, направлено на облегчение движения в рыхлом снегу и по склонам: снегоход не «якорится» раздутыми боковинами и не втыкается в снег подножками. На облегчение движения в «пухляке» направлено и еще одно новшество, которое, как мне кажется, скоро станет трендом. Это «отпиленный» хвост – задняя часть туннеля. Раньше у абсолютно всех снегоходов туннель нависал над задним краем гусеницы на добрый десяток сантиметров, и к нему был «прибит» брызговик. Каждый, кто хоть раз вкапывался на «горнике», да и на утилитарнике в «пухляк», знает, что именно эта часть снегохода прочнее всего «держится» за утрамбованный гусеницей снег.
Финны просто «отпилили» от конца туннеля 120 миллиметров вместе с брызговиком, который, к тому же очень «любит» заворачиваться внутрь, под гусеницу, а вместо него установили небольшой жесткий отражатель – хаггер. Простым решением убили сразу стадо зайцев. Во-первых, снегоход не якорится «хвостом» при движении траверсом по склону, не ложится им на снег, если же все-таки закопался, то снята проблема с брызговиком. Еще можно без проблем гонять на «пятке», не боясь ничего оторвать (а мотор постоянно провоцирует на такую езду, снегоход сам встает в свечу, стоит прижать газ!). При этом удалось сэкономить несколько килограммов массы, а хаггер направляет поток снега прямо на теплообменник, встроенный в туннель. Одни сплошные плюсы. Правда «шприц» снега из-под гусеницы, никуда не пропал.
Передняя подвеска Boondocker построена по тому же принципу что и рама: комплектующие взяты те же, что и у Ski-Doo, но названо все по-своему. У канадцев обновленная подвеска появилась в прошлом году и называется R.A.S.3. Финны переименовали ее в LFS. Рычаги использованы те же что и у Summit – самые узкие из трех вариантов, а вот базовая настройка ширины лыж здесь иная. Если у «саммита» она указана как «от 907 до 950 мм», то у «бундокера» – «921+/- 21», что по факту дает те же «от девятисот с копейками до почти девятисот пятидесяти». Просто у «финна» в базе лыжи стоят в среднем положении, а у «канадца» – в самом узком. Да и лыжи отличаются. Summit стоит на лыжах PilotDS3, рассчитанных на использование сугубо в глубоком снегу, а Boondocker – на более универсальных BladeDS. Этим, кстати определяется и разница в миллиметрах «стэнса» – расстановки лыж.
На практике эта разница довольно ощутима. В отличие от «саммита», который заточен под езду по склонам на одной лыже, и в ДНК которого заложена максимальная легкость опрокидывания на одну лыжу, и проваливаться на один бок при каждом движении руля, «бундокер» ведет себя более сдержанно. Нельзя сказать, что валить на бок его сильно тяжелее, чем «канадца», но при этом, он не ощущается таким нервным и дерганым, его проще контролировать на прямиках и в виражах, если несешься по укатанной и разбитой трассе. Если под гусеницей жесткий наст, снегоход, опять же, более прогнозируемо и спокойно вкладывается в вираж и проламывая одной гусеницей наст, не требует корректировки курса. Словом, Boondocker получилось сделать этаким «нордическим» вариантом «горника». Он и на склоне прекрасно контролируется, и в виражи ложится на ура, и, при этом не выматывает душу на укатанной трассе и просто в тяжелом, мокром или старом слежавшемся снегу.
В отличие от передней подвески, где сложно придумать что-то новое, с задней финны поколдовали изрядно! Это вообще их конек. Множество общественных снегоходных дорог, которые редко поддерживаются в идеальном состоянии (а как иначе, если по ним проезжает больше сотни снегоходов в день), требуют энергоемкой и комфортной подвески. Их прежняя конструкция PPS2, названная в честь автора и легендарного снегоходного гонщика Паоло Пипполы, была, признаться, хороша! Позволяла бодро перемещаться по любому покрытию, не думая о том, что там, под гусеницей. Все бы ничего, но главная проблема катания по «пухляку» – это всегда набивающийся в гусеницу снег. Иногда райдеры привозят с собой до тридцати килограммов спрессованного, заледеневшего снега в задней подвеске. Множество рычагов, пружин и прочих элементов легко задерживают его. Выходит, что все ухищрения инженеров по снижению массы аппарата летят к чертям.
Новая подвеска PPSRadienDS во многом лишена этого недостатка. Задний амортизатор в ней убран в самую верхнюю зону, прямо под гусеницу, а рычаг, которым он соединен со склизами, не имеет поперечин. Вся подвеска в целом выглядит «прозрачной: ее элементы инженеры «попрятали» в такие места, где они не задерживали бы снег. Но самое главное, что эта «пустота» с тремя наклонными трубчатыми рычагами отменно работает. Энергоемкость новой конструкции субъективно не стала меньше, чем у прежней «железной» PPS2, и снег внутри гусеницы действительно скапливается заметно меньше – ему просто не за что цепляться.
Ну и, пожалуй, последняя новинка сезона, которая опционально устанавливается на многие модели, и на Boondocker в том числе – инновационная система электрозапуска – Shot. На «чистых» спортах, будь то кроссовые или горные модели, часто отказывались от электрозапуска. Борьба за вес не позволяла такой роскоши, как лишние 10-12 килограммов всевозможных аккумуляторов, стартеров и прочих реле. В BRP решили эту проблему. Shot вместо аккумулятора использует конденсатор. А в роли электромотора выступает магнето. Вся система весит около 2 килограммов и единственное, что нужно – это один раз, утром завести снегоход с «веревки». Через 20 минут конденсатор «наедается» и в дальнейшем мотор заводится с «кнопки». Конденсатор держит заряд на протяжении нескольких часов, так что, скорее всего, даже после обеда можно будет обойтись без «веревки». Правда ждать повсеместного распространения этой системы не стоит. Работает она только с двигателем 850 E-TEC и завязана на впрыск и всевозможные датчики. Но штука действительно волшебная.
Работа конструкторов BRP по обе стороны океана мне порой напоминает игру в конструктор «Лего». Из заданного и весьма ограниченного количества функциональных элементов они создают десятки совершенно разнообразных моделей: от кроссовых до туристических. В данном случае, у финского подразделения компании получилось сделать очень сбалансированную машину. В отличие от прошлого поколения, новый «бундокер» вплотную приблизился к Summit по горным возможностям, но, при этом, не растерял и «равнинных» достоинств. Стабильный на трассе, покорный в “пухляке” и на склоне, он не заставляет переживать за свой позвоночник на ухабах. Boondocker действительно оправдывает свое название. Ведь бундочить – значит кататься везде, где попало, не обращая внимания на то, что там под гусеницей. А как иначе, если в основе твоего снегохода лежит Источник Власти?
{youtube}https://youtu.be/RaE71i4jS9Y{/youtube}