Мотоциклы

KTM 1290 Super Adventure ОБЗОР – ТЕСТ

KTM 1290 Super Adventure

2015 г. в., 1301 см3, 160 л. с., 229 кг
(снаряженная масса без топлива),
265 км/ч, 1 349 900 руб.

текст: Владимир Здоров
фото: Алексей Акульшин, Степан Берестов 

на фото: Владимир Здоров 

>>Похоже, парням из Маттигхофена мало того, что они создали спортбайк в обличье туристического эндуро – КТМ 1190 Adventure, который прилично расшатал гегемонию откровенно отъевшегося «гуся».

Чтобы маркетологам из Баварии не было скучно и было чем заняться долгими зимними вечерами, австрийцы заметно «раскачали» своего флагмана в мире «туристов», и на выходе получился KTM 1290 Super Adventure – один из самых мощных и «злых» на сегодня туристических эндуро, прекрасно приспособленный для сверхдальних вояжей в любую точку мира. 

Ducati Multistrada и BMW S1000XR? Нет, это, безусловно, очень мощные мотоциклы, но «чистые» кроссоверы. Тогда BMW R1200GS Adventure? Извините, у «немца» на 35 л. с. меньше… В 2015 году ни у одного из мотопроизводителей нет ничего даже близко похожего на ультимативную машину для покорения пространства и расстояний, созданную австрийцами.

 KTM 1290 Super Adventure

Только вдумайтесь: большой туристический эндуро от КТМ обладает 160-сильным двигателем, – это показатель, лишь немногим не дотягивающий до современных литровых спортбайков, а крутящий момент у «австрийца» в 140 Нм «пожирнее», чем у многих «спортсменов»!

Браво парням из Маттигхофена – они не стали заводить обычную песню сторонников всеобщей толерантности и однополых браков: никаких снижений мощности, «спрямлений» крутящего момента и прочей овощной смеси на пару с кошерными хлебцами и молоком священных лам! 

Весь этот адреналиновый завод плотно окружен всевидящей и всепоглощающей электроникой, и мне кажется, что все вымыслы фантастов о противостоянии машин и человечества в будущем уже давно превратились в реальность.

За нас думают, где и насколько сильно тормозить, какова должна быть эффективность торможения двигателем: ручка газа на всех современных «монстрах» уже давно лишена непосредственной, механической связи с дросселем – сейчас это провод, с помощью которого вы просто подаете импульс ЭБУ, а дальше компьютер решит за вас, что и как именно вы хотели.

Следующим шагом будет отказ и от проводов, потом электроника нарисует нам оптимальные и безопасные маршруты и в конечном счете просто отстранит от управления, ибо человеку, в отличие от машины, свойственно ошибаться… Что, выглядит слишком фантастично? Но будущее уже здесь, – нужно просто внимательно присмотреться.

 KTM 1290 Super Adventure

Служба безопасности


Что такое 1300-кубовый двухцилиндровый V-образный двигатель без вспомогательной электроники? Это инструмент, предполагающий наличие за рулем прожженного до состояния полностью синтетического масла профессионала, очевидно, не слезающего с мотоцикла даже во сне. Такие экземпляры редки и точно не делают кассу производителю.

Поэтому австрийцы пошли еще дальше, чем на модели 1190 Adventure (кстати, тоже отнюдь не обделенной электронными соглядатаями), и снарядили свой «супер» таким количеством чипов, электронных плат и микропроцессоров, что в них может потеряться даже специалист по IT-технологиям. Вот как это выглядит на практике:


MSC

Австрийцы не без основания считают, что первыми совершили прорыв в области безопасности, став пионерами в применении тормозной системы, разработанной компанией Bosch, которая работает по разным алгоритмам в зависимости от угла наклона мотоцикла!

C-ABS

Комбинированная тормозная система, также «завязанная» на степень угла наклона мотоцикла, положения ручки «газа» и выбранный режим работы двигателя. Система практически всегда использует в работе задний тормоз, даже если пилот не нажимал на педаль. Любопытно, что C-ABS также может работать по нескольким алгоритмам, в том числе и в режиме off-road, где позволяет блокировать заднее колесо.


MTC 

Это трекшн-контроль в интерпретации австрийцев. Работает крайне интеллигентно, давая обманчивое ощущение пилоту, что он просто бог мотоспорта, способный филигранно совладать со всеми 160 л. с. 1300-кубового силового агрегата.

Правда, положение off мгновенно возвращает на землю: даже в режиме работы двигателя street, КТМ 1290 Super Adventure радостно «плюет» переднее колесо в воздух просто с газа вплоть до третьей передачи включительно. Да и в скольжение, в случае если электроника будет отключена, мотоцикл уйдет при первой же, даже самой иллюзорной возможности.


MSR

По сути, первая «гражданская» электронная система, которая регулирует работу сцепления для предотвращения блокировки заднего колеса при понижении передач. Иными словами, это своего рода электронное проскальзывающее сцепление. Любопытно, что на мотоцикле есть и обычное проскальзывающее сцепление, а вся архитектура MSR также «привязана» к работе MTC и, соответственно, к углу наклона мотоцикла.


HHS

Эта система не допускает отката мотоцикла назад при трогании на подъеме. Пока мотоцикл не начнет двигаться вперед, HHS будет держать мотоцикл при помощи штатной тормозной системы. Правда, в отличие от «большого гуся», где похожая система работает при любых условиях, HHS, KTM 1290 Super Adventure «просыпается», когда мотоцикл находится на уклоне и на боковой подставке.


TPMS

Крайне полезная опциональная система, следящая за давлением в шинах. К сожалению, на привычные и понятные мне 2.3 BAR в переднем колесе и 2.2 BAR в заднем она реагирует как на пониженное давление, выводя на экран панические предостережения.

К счастью, последние игнорируются лишь нажатием одной клавиши на четырехкнопочном пульте управления всего этого электронного мира. Конечно, это лишь часть электроники, работающей на безопасность. На КТМ 1290 Super Adventure установлена полностью электроннорегулируемая подвеска WP, руководит которой «контора» под названием SCU.

SCU

Суть работы данной системы в постоянном мониторинге дорожного покрытия в режиме реального времени и адаптации работы подвески исходя из состояния покрытия «прямо здесь и сейчас». На систему работают несколько датчиков движения в передней и задней частях мотоцикла и акселерометр. 

DIN 26262

Именно этому стандарту соответствует система DBW (Drive By Wire), и эта мало что значащая для неспециалиста аббревиатура в сочетании с перечисленной выше армией электроники выводит взаимоотношения KTM 1290 Super Adventure с пилотом на новый уровень. Уровень, когда самый робкий и боящийся даже собственной тени неофит способен справляться с таким мощностным потенциалом, как 160 л. с. и 140 Нм.

KTM 1290 Super Adventure

На приборной панели КТМ 1290 Super Adventure есть все, что нужно: начиная от данных о текущем режиме работы двигателя и заканчивая выбранными настройками подвески. Причем меню панели позволяет вывести на «рабочий стол» именно ту информацию, которая кажется владельцу приоритетной. Дополнительные фары по бокам вовсе не являются противотуманными – они включаются автоматически при поворотах мотоцикла для лучшего освещения дороги (соответственно, правая – в правом, а левая – в левом)! Любопытно, что работают фары в так ом режиме всегда, независимо от общего уровня ос вещения.


Философия КТМ


Многие ошибочно полагают, что KTM 1290 Super Adventure – некая производная от модели 1190 с «накинутой» дополнительной электроникой, увеличенным до 30 литров бензобаком, «раздутым» до 1301 см3 двигателем и дополнительными боковыми фарами, включающимися для лучшего освещения дороги при поворотах. Действительно, если смотреть исключительно на ТТХ обоих аппаратов, то может сложиться такое мнение.

Но, как показал тест, 1290 и 1190 – разные машины, отличающиеся не столько по техническим характеристикам, сколько по философии и предназначению, заданному им маркетологами (или уже компьютерами аналитического центра в Маттигхофене?).

KTM 1290 Super Adventure – это своего рода демонстрация, передвижная выставка возможностей австрийцев. Ну в самом деле, где в законопослушной и до отвращения толерантной Европе владелец KTM 1290 Super Adventure сможет использовать весь потенциал, который инженеры и конструкторы заложили в «супер»?

 KTM 1290 Super Adventure

Двигатель серии LC8 постепенно мутировал до 160-сильного 1300-кубового монстра с убийственными 140 Нм крутящего момента. Наверное, желать чего-то большего для туристического эндуро – просто грех… Но человеческая алчность безгранична.

Кому нужен теоретический запас хода в 500 км, когда заправки есть через каждые 20 км пути? Где можно «открыться» по полной, когда уже после пяти секундного разгона в большинстве европейских стран мотоцикл «привезет» своего владельца на космический штраф или даже тюремный срок?.. 

Плюс-минус та же история и с США. Страны Азии, Африки или Мексика? Не актуально: там владельцы 150-кубовых скутеретт считаются состоятельными людьми. Россия? О да! Здесь все эти фантастические возможности нового КТМ 1290, безусловно, очень к месту, за исключением двух нюансов.

Во-первых, с такой ценой КТМ 1290 Super Adventure играет в одной лиге с BMW R1200GS Adventure. И пусть у «немца» не столь изощренная электроника и менее мощный двигатель, за ним десятилетия гегемонии в этом секторе на рынке, да и магию бренда еще никто не отменял.

 KTM 1290 Super Adventure

На стенде двигатель КТМ 1290 Super Adventure показал цифры, очень близкие к заводским данным, а 148,4 л. с. на заднем колесе еще несколько лет назад считались отличным показателем для литровых спортбайков!.. Максимально возможная теоретическая скорость в 265 км/ч вполне коррелирует с реальной жизнью.

Впрочем, это тема для отдельного сравнения. Второй нюанс заключается в… КТМ 1190 Adventure! Не знаю, что и как именно просчитывали маркетологи компании, выводя на рынок «старшего брата» и без того одного из самых лучших и быстрых больших туристических эндуро на планете, но в моей личной табели о рангах заметно боле легкий 1190 (при почти одинаковой мощности двигателей) интереснее и предпочтительнее! 

А если я еще раз соберусь в Магадан, то дополнительные 10-литровые канистры с двух сторон мотоцикла, очевидно, легко решат вопрос автономности. Тем не менее именно Америка и Европа будут основными рынками для новой модели КТМ. И дело здесь не только в покупательской способности: вы же не думаете, что все владельцы Range Rover только и делают, что каждый день терзают свои люксовые автомобили в непролазных дебрях?

Но взгляните на московский трафик и оцените количество серьезных и дорогих внедорожников, чья участь предрешена еще до их появления на конвейере: только асфальт и – в качестве настоящего экстрима – 200 метров до отсыпанной гравийной дорожки загородной резиденции владельца.

 KTM 1290 Super Adventure

Думаю, как раз здесь можно провести те немногие аналогии, которые делают нас похожими с представителями Старого Света. Современное общество потребления устроено таким образом, что здесь нужно постоянно демонстрировать свой статус, начиная от социальных сетей и заканчивая дорогим автомобилями, мотоциклами, шикарными женщинами, модным девайсами (добавьте в этот набор собственные приоритеты).

Правда, в отличие от обладателей многих пунктов из вышеприведенного списка, будущий владелец КТМ 1290 Super Adventure практически без какой-либо предварительной подготовки техники (нужно будет только установить защиту картера двигателя и «силовую» защиту рычагов руля) сможет отправиться на нем в любую точку мира. Приблизительно то же я писал и о KTM 1190 Adventure.

В чем разница? Ну, скажем так: на КТМ 1290 Super Adventure у будущего покорителя мира будет немного больше комфорта и электроники, 30-литровый бензобак и, самое главное, слово «Super» в названии…/

KTM 1290 Super Adventure

Теги

Похожие материалы

Добавить комментарий

Back to top button