Мотоциклы

BMW S1000XR ОБЗОР – ТЕСТ

текст: Александр Баркалов

на фото: Александр Баркалов 

Сегмент

 

>>Рассматривая фотографии показанного еще прошлой осенью в Милане BMW S1000XR, долго не мог определиться с точным позиционированием новой модели. С одной стороны, в новинке угадываются характерные черты туристических моделей серии BMW Motorrad GS, недвусмысленно намекающие на серьезные возможности мотоцикла в области протяженных путешествий по дорогам разного качества.

С другой, скромные хода подвесок, литые колеса и сугубо дорожная резина Pirelli Diablo Rosso II однозначно относят XR в категорию исключительно «асфальтовых» машин. Окончательную сумятицу вносят прочная алюминиевая рама и мощный силовой агрегат от родстера BMW S1000R, подразумевающий динамичную скоростную езду, а возможно, и выезд на гоночную трассу.

Выходит так, что в одном «шейкере» баварские бармены постарались замешать диковинный коктейль, сочетающий выдающуюся динамику, спортивный характер, высокий уровень комфорта в путешествиях и возможности полноценной повседневной эксплуатации. Не найдя подходящего названия из имеющихся классификаций мотоциклов, маркетологи BMW придумали свою – Adventure Sport. По мнению представителей компании, данный термин наиболее четко описывает уникальное сочетание спортивных и туристических возможностей, а также сильный эмоциональный характер и внешний вид нового S1000XR.

Как это часто бывает с эмоциональными покупками, именно внешний вид мотоцикла может стать решающим фактором для остановки выбора на конкретной модели. И здесь немецкие специалисты отработали на все 100%. В основу дизайна BMW S1000XR, вышедшего из-под руки молодого Андреаса Мартина, положена концепция Flyline («Летящая линия»). Изящные очертания переднего обтекателя ненавязчиво отсылают к линейке мотоциклов GS-семейства, в то время как в многослойных боковых панелях однозначно угадывается спортивное ДНК S1000RR.

Очевидно, в угоду общей гармоничности форм дизайнеры компании отказались даже от ставшей уже привычной для моделей S-серии асимметричной оптики, оставив в качестве яркого акцента на «клюве» лишь вертикальную полоску светодиодов дневных ходовых огней. Жертвой всепоглощающего изящества стала и задняя часть мотоцикла, чьи невесомость и «прозрачность» плохо вяжутся с таким обязательным элементом туристического мотоцикла, как боковые кофры. Впрочем, создатели BMW S1000XR, напротив, утверждают, что корма (в том числе и подрамник) и глушитель XR разрабатывались с учетом возможной установки багажных емкостей.

Отдельного упоминания достойна та щепетильность, с которой многочисленные пластиковые облицовки подогнаны друг к другу. Именно в таких деталях и проявляется понятие «премиум-класса». При попытке резюмировать впечатления от облика мотоцикла в голову приходят лишь самые лестные эпитеты.

Если абстрагироваться от некоторого внешнего сходства с Ducati Multistrada и рядом других представителей класса Adventure-байков, столь рьяно приписываемого новинке недоброжелателями, осмелюсь назвать новый BMW самым стильным кроссовером последних лет. По изяществу линий и целостности образа с баварцем могут поспорить разве что итальянцы – все тот же Multistrada и застрявший где-то на пути в серию MV Agusta Turismo Veloce. 


Пожиратель поворотов

 Для премьерного теста BMW S1000XR организаторы выбрали самый правильный формат – просто раздали журналистам мотоциклы, оборудованные фирменной баварской навигацией, предварительно «забив» в нее варианты маршрута с контрольными точками. Фактически труженики орфографического словаря и клавиатуры остались один на один с новинкой: ни тебе разношерстной группы коллег, где одни несутся сломя голову, а другие еле плетутся; ни привычных сопровождающих из команды организаторов.

Только ты, мотоцикл и дорога. Об этих пунктах в BMW Motorrad также позаботились с присущим немецкой нации педантизмом. Тестовый маршрут пролегал по живописнейшим горам Каталонии, изобилующим поворотами и чарующими красотой пейзажами. Забегая вперед скажу, что с выбором дорог для премьерной поездки организаторы попали точно в цель. Именно в разнообразии горных серпантинов и редких скоростных прямых автострад S1000XR раскрывает свой истинный потенциал, полностью оправдывая название Adventure Sport.

Чтобы журналисты получили наиболее яркие впечатления, на тест были предоставлены мотоциклы в максимально богатом оснащении. В мое распоряжение попали не только 160-сильный двигатель, имеющий прямое родство со спортбайком S1000RR, но и многообразие самой совершенной электроники. Продвинутые ABS, трекшн-контроль, электронные подвески, несколько режимов работы двигателя и даже двусторонний квикшифтер. После того как добрые три сотни километров увлекательной тестовой поездки остались позади, стало понятно, зачем нужно было устанавливать на мотоцикл весь этот «ворох» электроники. Безусловно, все дело в безопасности.

Всепоглощающей, тотальной! На протяжении всей поездки меня не покидало ощущение, что продвинутые электронные системы предвидят любую нестандартную ситуацию и в любой момент готовы оказать необходимую помощь. Вылетая из очередногослепого и лихо закрученного поворота горного серпантина, я с удивлением обнаружил застрявший на изгибе дороги туристический автобус, полностью перекрывавший траекторию движения. И без того непростая ситуация усугублялась тем, что в момент визуального контакта с автобусом мотоцикл находился в достаточно глубоком наклоне и наприличной скорости, а расстояние стремительно сокращалось, так что приятная прогулка вполне могла завершиться весьма плачевно.

К счастью, тестовый BMW был укомплектован опциональной системой ABS Pro, позволяющей экстремально тормозить даже в поворотах. В итоге сложная дорожная ситуация разрешилась вполне буднично – мотоцикл комфортно и безопасно остановился перед препятствием, при этом даже не сошел с заданной траектории. После этого случая мое доверие к системе стало практически безграничным – и ошибки со скоростью входа в закрытый поворот я нарочно начал совершать все чаще и чаще. 

Для корректировки направления оставалось лишь немного добавить газа или притормозить прямо в повороте. Интересно, что тормозное усилие растет или уменьшается пропорционально крену мотоцикла, так что «потеря» переднего колеса на торможении является задачей практически невыполнимой в условиях движения по дорогам общего пользования. 

  Безопасному прохождению поворотов на высоких скоростях способствует великолепное шасси BMW S1000XR. Инженеры BMW Motorrad использовали алюминиевый сплав для создания прочной рамы, в которой двигатель является частью несущей конструкции. Подвеска переднего и заднего колес выполнена с помощью 46-миллиметровой регулируемой перевернутой вилки и маятника с регулируемой центральной амортизационной стойкой.

Несмотря на обилие общих узлов с другими представителями S-серии, ходовая часть XR иная, больше подходящая кроссоверу: удлиненный маятник, вилка и амортизатор с увеличенными ходами. В качестве опции доступна система электронной регулировки подвески Dynamic ESA, которая обеспечивает совершенно новый уровень безопасности, мощности и комфорта, одновременно давая возможность получать удовольствие как от путешествий, так и от спортивной езды. Выбирая между режимами вождения, я практически сразу отдал предпочтение варианту Dynamic. 

Пользоваться «ватным» режимом Rain в условиях идеальной погоды не было никакого желания, а экстремальный Dynamic Pro, подключаемый на сервисе, оказался не доступен на тестовых машинах. Поэтому оставалось выбирать лишь между Road и Dynamic. В обеих вариантах на хорошем покрытии разница в работе подвесок едва уловима. Разве что «дорожный» решим чуть более щадяще относится к пятым точкам водителя и пассажира, активнее маскируя неровности дорожного покрытия.

В поворотах оба режима демонстрируют если не спортбайковскую, то родстерную жесткость. Никаких тебе раскачиваний, виляний кормой и прочих «прелестей» длинноходных туристических подвесок. Только точное и уверенное движение по траектории.

Говоря о поведении S1000XR в поворотах, стоит провести аналогии с лучшими спортивно-туристическими моделями, но с поправкой на эргономику «эндуро-стайл». Кстати, высокий и широкий руль оказался отличным подспорьем на серпантинах, что, безусловно, оценят путешественники с багажом и пассажиром за спиной. 

В целом кроссоверная эргономика позволяла несильно уставать, перекладывая весьма весомый мотоцикл с немалой базой в крутых горных виражах. В целом рабочее место водителя нареканий не вызывает. Удобное расположение рук на руле, комфортный угол сгиба ног в коленях, позволяющий не терять контроль над байком, при этом не ощущая ломоты уже через пару сотен километров, а также тщательно проработанное сиденье. 

Последнее поначалу вызывало массу сомнений в силу своей жесткости и небольшой ширины профиля подушки. Но, как показала практика, это лишь видимость, и сиденье отлично приспособлено для дальних поездок. В стандартном оснащении мотоцикл поставляется с сиденьем высотой 840 мм – не самая маленькая величина. Мне с моим средним ростом было вполне комфортно останавливаться на мотоцикле, даже не ощущая почвы под ногами. Но что будет, если мотоцикл загрузить под завязку, пассажир займет свое законное место, а под ногами окажется мокрый асфальт или рыхлый грунт?

Именно для этих случаев в каталоге BMW Motorrad предусмотрено целых четыре варианта сидений, отличающихся высотой и материалом покрытия. Позволив вдоволь порезвиться в крутых горных поворотах, маршрут тестовой поездки незаметно увел меня в сторону скоростной автострады. Вот где 160-сильной рядной «четверке» удалось по-настоящему реализовать мощностный потенциал, заложенный в нее создателями.

В режиме Dynamic, где реакции мотора на электронную ручку газа гораздо более резки, мотоцикл ускоряется действительно очень динамично. Практически ровная тяга без резких подхватов в диапазоне от 2 до 9 тысяч оборотов позволяет комфортно передвигаться как в спокойном темпе, так и по необходимости «взрываться» при обгонах.

Отличной подмогой при динамичной езде станет двусторонний квикшифтер. Алгоритм его работы настолько отточен, а комфорт от использования столь очевиден, что данную опцию следует рекомендовать как обязательную к установке. Оказавшись на пустынном шоссе, было бы преступлением не измерить максимальную скорость, а заодно протестировать ветрозащиту мотоцикла. В моем случае «максималка» оказалась весьма солидной – 247 км/ч, а вот к аэродинамике остались вопросы.

При движении на скорости за 200 км/ч ветровое стекло, опущенное в нижнее положение, отлично справлялось с отведением потока воздуха от головы. Но стоило только поднять стекло в верхнее положение, как турбулентный поток начинал неистово трепать шлем. Однако ситуация менялась с точностью до наоборот, когда за рулем мотоцикла оказывался водитель ростом заметно выше.

Нелишними на таких скоростях оказались и штатные защитные щитки на руле, отсекающие поток воздуха от рук водителя. Любопытно, как обтекатели BMW S1000XR проявят себя в сильный дождь или холод.

 УНИВЕРСАЛ

 BMW S1000XR действительно удался! Мотоцикл получился не только привлекательным внешне, совершенным технически и крайне продвинутым в плане электроники, но и удивительно сбалансированным. Безупречно выполненный и оснащенный, новый мотоцикл оказался не совсем таким, каким его ждали. Баварцы сделали не четырехцилиндровый GS, как многие думают, и даже не «лифтованный» в угоду стилю S1000R.

По своей сути S1000XR максимально близок к кроссоверу Ducati Multistrada. Вот только на дороге XR демонстрирует куда больший уклон в сторону агрессивной, техничной езды и чуть меньшую предрасположенность к дальним поездкам. Но все это исключительно субъективные оценки, основанные на опыте и предпочтениях конкретного человека.

Не исключено, что акценты и предпочтения в использовании S1000XR у каждого владельца будут сдвигаться в ту или иную сторону. После тесного общения с баварской новинкой создается ощущение, будто под тобой сразу несколько разноплановых мотоциклов. Мы и раньше видели попытки мотопроизводителей создать многозадачные модели – стоит лишь вспомнить о Honda Crossrunner или Kawasaki Versys.

Однако с этой задачей компания BMW Motorrad справилась на качественно ином, безупречном уровне. Возможно, перед нами ярчайший представитель относительно молодого класса мотоциклов, перед которыми стоит задача максимально гармонично сочетать, казалось бы, самые противоречивые достоинства и умение справляться с самыми разнообразными задачами.

Теги

Похожие материалы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button