Боевые BMW S1000RR (WSBK, EWC, BSB, IDM, IOMTT)
Боевые машины
>>На презентации в Хересе немецкий концерн предоставил журналистам уникальную возможность протестировать шесть гоночных мотоциклов BMW, участвующих в самых престижных мировых сериях. Собственно, это болиды тех самых частных команд, всесторонней поддержкой которых баварская компания и занялась вплотную. Список техники для прессы был подобран соответствующий — от прототипа спецификации WSBK EVO до победоносного мотоцикла Майкла Данлопа, который в этом году выиграл гонки на острове Мэн.
Формат презентации подразумевал лишь краткое знакомство с аппаратами, а потому о полноценном тест-драйве болидов говорить, конечно же, нельзя. На каждый мотоцикл отводилось лишь три круга по трассе Circuito de Jerez: так называемые In, Flying Lap и Out — то есть прогревочный круг, ходовой и последний, в конце которого нужно вернуться в боксы. Учитывая, что шесть гоночных мотоциклов, предоставленных для знакомства в Хересе, хоть и были разными, но все построены приблизительно на одной платформе с 200-сильным двигателем и массой около 170 кг, прочувствовать за три неполноценных круга все нюансы болидов было, разумеется, невозможно. А потому ниже речь пойдет исключительно о самых ярких впечатлениях от управления гоночными BMW.
BMW S1000RR
Superstock (EWC) #13
Это мотоцикл, с которым команда Penz13.com при всесторонней поддержке немецкого концерна участвует в классе Superstock мирового чемпионата FIM World Endurance Championship (EWC). К слову, этот класс выступает на тех же трассах, что и более престижный FIM Endurance World Cup. В августе этого года в 8-часовой гонке на немецкой трассе Ошерслебен пилоты Penz13.com Райтенбергер, Маккель и Валканерас сначала заняли поул-позицию, а затем и выиграли этап!
Для компании BMW это была особо значимая победа, так как впервые в истории серии EWC первое место «привез» мотоцикл баварской марки. По регламенту класса Superstock чемпионата EWC гоночный мотоцикл должен быть во многом похож на серийную модель: запрещается модифицировать раму, голову блока двигателя, цилиндры, коленвал, масляный насос, шатуны, маятник задней подвески, ГРМ и даже менять компоненты системы впрыска топлива! Поэтому BMW S1000RR Superstock команды Penz13.com не ощущается как космический прототип по цене Тауэрского моста, а очень схож с «гражданским» спортбайком, доработанным и адаптированным под специфические требования многочасовых гонок Endurance.
Очевидно, что при настройке двигателя BMW S1000RR Superstock EWC немецкие инженеры не в последнюю очередь учитывали надежность силовой установки, которой приходится по пол дня работать в предельных режимах. Тем не менее мощность мотора этого мотоцикла составляет 200 л. с., которые «снимаются» при 14 200 об/мин. Ощутимо, что у аппарата растянутые передаточные отношения, которые только подчеркиваются «плавной» настройкой мотора,— несмотря на внушительное поголовье лошадиных сил в 999-кубовой рядной «четверке», контролировать немалую мощность двигателя легко и просто. Стоит ли говорить, что гоночная ABS и система трекшн-контроля работают просто идеально (что, разумеется, характерно для всех мотоциклов, участвовавших в испанском экспресс-тесте)?
Двигатель болида для гонок Endurance класса Superstock не сильно отличается от мотора серийного BMW S1000RR, однако и тех немногих модификаций, позволенных регламентом чемпионата, было достаточно, чтобы заметно изменить характер силовой установки и поднять мощность рядной «четверки» до 200 л. с.. Отличительная черта тормозной системы BMW S1000RR для гонок типа Endurance — коннекторы St ubli, позволяющие быстро демонтировать суппорты Brembo. Аппарат команды Penz13.com укомплектован полностью регулируемым моноамортизатором Ohlins TTX 36.
BMW HP4 Superstock
(IDM) #69
Аппарат команды Wilbers BMW Racing team, на котором ездит… девушка-пилот! И делает это очень успешно: в текущем сезоне Люси Глёкнер неоднократно выигрывала в гонках серии IDM класса Superstock и теперь претендует на чемпионский титул 2014 года. Разумеется, концерн BMW поддерживает и консультирует команду Wilbers, а потому боевой HP4 Superstock под номером 69 — результат совместного труда специалистов баварского завода, механиков команды и, конечно, самой Люси, под которую и был настроен мотоцикл. Требования немецкой серии IDM очень строги по отношению к допускаемой к соревнованиям технике: по регламенту чемпионата, гоночные мотоциклы должны быть максимально приближены к серийным моделям.
Причем это касается не только машин класса Superstock, которым по концепции положено быть преимущественно «стоковыми», но и болидов Superbike! Помимо того что дизайн мотоциклов должен почти полностью совпадать с внешностью «гражданских» аппаратов, так еще и конструктивно вся техника обязана быть во многом неизменной: шасси, почти вся начинка двигателя, бензобак, маятник…
В IDM Superstock стандартным должен оставаться и ГРМ силовой установки. Впрочем, специалистам BMW всё же есть чем заняться с боевым мотоциклом Люси Глёкнер — например, тонкой настройкой подвески и тормозной системы. Кстати, по правилам IDM, активная подвеска и ABS могут быть использованы на гоночном мотоцикле только в том случае, если они есть и на серийной аппарате… Именно поэтому болид немки построен на базе HP4, а не S1000RR, лишенного адаптивного шасси DDC! То же касается и системы впрыска топлива: само «железо» должно быть стандартным, но можно менять софт — и только при помощи фирменного программатора от мотопроизводителя… Тут очень кстати пришелся BMW Race Calibration Kit 2.
Изящное решение: на месте, где у серийного BMW HP4 расположен замок зажигания, команда Wilbers BMW Racing team разместила расширительный бачок переднего тормоза. Передний тормоз состоит из двух дисков диаметром 320 мм, радиальных моноблочных суппортов Brembo гоночной спецификации и колодок с особым составом фрикционных накладок.
Самое яркое впечатление от HP4 Superstock команды Wilbers BMW Racing team — «тесная» эргономика, спроектированная под антропометрические данные Люси, которая отнюдь не отличается ростом топ-модели. И за три круга знакомства с мотоциклом я так и не смог почувствовать себя на нем комфортно. 200-сильный двигатель болида номер 69 по характеру показался очень похожим на мотор серийного HP4, что, думаю, объяснимо их максимально близким родством.
BMW S1000RR Superbike
(IDM) #1
«Старший брат» боевого HP4 Люси Глёкнер, мотоцикл, на котором выступает действующий чемпион IDM Superbike Маркус Райтербергер — и регулярно «приезжает» на нем на подиум! Аппарат построен командой Von Zon Remeha BMW при поддержке специалистов концерна BMW. В классе Superbike немецкого чемпионата IDM чуть больше свободы для инженеров по модификации мотоцикла.
Так, например, дозволено изменять и даже полностью менять проводку болидов, дорабатывать короб воздушного фильтра, менять распределительные валы ГРМ… Правда, сам привод валов должен быть стандартным, а новые распредвалы — выполнены из сплава на основе железа. В трансмиссии разрешено использовать квикшифтер, однако передаточные отношения КПП должны быть стоковыми. Можно модифицировать или заменить систему зажигания.
На треке BMW S1000RR Superbike IDM показался чуть резче, чем BMW HP4 Superstock команды Wilbers BMW Racing team — по ощущениям, аппарат Райтербергера быстрее набирает обороты и больше склонен к power-wheelie при открытии «газа». У болида под номером 1 «шире» эргономика, и мне на нем было намного удобнее. Также немного эффективнее оказались тормоза, которые в отличие от почти стандартной тормозной системы HP4 Superstock на болиде спецификации IDM Superbike сильно модифицированы и, кажется, способны поставить в stoppie даже 2000-тонный локомотив!
Двигатель болида команды Von Zon Remeha BMW довольно сильно модифицирован — особенно на фоне двигателем машин класса Superstock. Боевой S1000RR IDM Superbike развивает впечатляющие 206 л. с. при 13 800 об/мин. Оригинальный коктейль по-немецки: два 320-миллиметровых тормозных диска от компании Motomaster, стандартные суппорты Brembo с тормозными цилиндрами MCT и карбоновыми колодками SBS. Боевой S1000RR спецификации IDM Superbike оснащен гоночным квикшифтером от немецкой компании Lohmann, расположенной на севере Ганновера
BMW S1000RR EVO (WSBK)
Мотоцикл нового класса EVO, представленного в этом году как субкатегория мирового Супербайка. За рулем этого победоносного аппарата команды BMW Motorrad Italia SBK team, успешно участвующей в гонках при поддержке концерна BMW, пилоты Леон Камье и Сильвейн Барье уже успели выиграть немало гонок. А в следующем сезоне класс EVO станет основным для чемпионата WSBK! Что задумано для того, чтобы снизить расходы команд и сделать гонки доступнее. Правда, проблема в том, что некоторые серийные спортбайки в рамках правил EVO будут просто неконкурентоспособны, как сейчас, когда регламент Superbike позволяет практически полностью изменять конструкцию мотоциклов. Впрочем, болидов на базе BMW S1000RR это точно не касается —особенно после недавнего дебюта модели нового поколения.
Технический регламент класса EVO — это смесь требований FIM Superbike и FIM Superstock. И хотя аппараты этой новой для мирового мотоспорта категории намного ближе к серийным моделям, нежели болиды Superbike, всё равно очень многое можно изменить. К конфигурации шасси, подвески и тормозной системы в классе EVO применяются правила FIM Superbike. Рама гоночного мотоцикла должна быть той же, что и у серийного аппарата, но при этом позволено менять или модифицировать маятник задней подвески. Так же можно изменить сиденье, пластиковые обтекатели и ветровое стекло… но они должны оставаться той же формы, что и у «гражданской» машины. Стандартными обязаны быть дизайн и расположение топливного бака мотоцикла. Допускается небольшая модификация бензобака ниже линии рамы и под сиденьем —чтобы сделать посадку пилота удобнее. Максимальный объем топливного резервуара —24 л. Разрешено изменять подвеску, однако улучшать ее можно только компонентами из утвержденного правилами списка —чтобы бюджет тюнинга не выходил за рамки определенной суммы.
Несмотря на высокий уровень и класс чемпионата WSBK EVO, мотоциклы, участвующие в нем, не отличаются запредельной мощностью, а их двигатели во многом схожи с моторами серийной продукции: в частности, силовая установка BMW S1000RR EVO развивает 198 л. с., что отнюдь не рекордный показатель. Две кнопки на левом клипоне отвечают за переключение режимов работы трекшн-контроля DTC, которые пилот может менять прямо на ходу в процессе гонки. У прототипа BMW спецификации WSBK EVO самая модифицированная тормозная система из всех мотоциклов, доступных для знакомства в Хересе.
Что касается модификации двигателя, то тут действуют правила класса FIM Superstock: только шесть моторов за сезон, и нельзя изменять основные компоненты силовой установки (поршни, головку блока, коленвал, сами цилиндры, систему впрыска топлива…). Допустимо использование электронной ручки «газа» Ride-by-Wire, но только если ею оснащается серийная модель —как в случае с BMW S1000RR. Блок управления мотором должен быть стандартным, но разрешено изменить прошивку. Некоторые ограниченные изменения дозволены и с проводкой.
За те три неполноценных круга, которые у меня были, чтобы прокатиться по Circuito de Jerez на мотоцикле BMW спецификации EVO, я влюбился в эту прекрасную машину! Не знаю, насколько хороши все гоночные аппараты, предоставленные организаторами для теста, но болид команды BMW Motorrad Italia SBK team просто великолепен! Это самый легкий мотоцикл из всех, что были доступны для знакомства в Хересе, и с самым резким мотором. Притом что максимальная мощность двигателя BMW S1000RR EVO составляет не рекордные 198 л. с., у этого мотора самая высокая степень сжатия, а сам мотоцикл весит лишь 168 кг. Есть подозрение, что Сильвейн Барье, на чьем мотоцикле я и ездил, тайно увлекается стантрайдингом… Потому что его BMW S1000RR EVO — настоящая wheelie-машина, и при резком открытии «газа» на выходе из поворотов аппарат встает на заднее колесо практически на любой передаче! Ради интереса на втором круге не стал «душить» стремление переднего колеса к подъему в небо и легко проехал всю стартовую прямую Circuito de Jerez вплоть до точки начала торможения в wheelie… Причем, дойдя со второй передачи до пятой ступени трансмиссии, пользуясь благами перевернутой КПП и квикшифтера. При этом на BMW S1000RR EVO я показал свое лучшее время круга за весь тестовый день.
BMW S1000RR Superbike
(BSB) #23
Победоносный мотоцикл Риючи Кайонари, на котором японец завоевал в этом году немало призовых кубков в британском Супербайке (BSB) — включая две двойные победы! Для компании BMW это исторический сезон в Британии, поскольку спортбайки этой марки никогда не добивались столь выдающихся результатов в BSB. Аппарат построен командой Buildbase BMW Motorrad — разумеется, не без постоянной квалифицированной помощи немецких инженеров, которые помогают настраивать подвеску и двигатель мотоцикла под условия сложной трассы английского чемпионата.
Технический регламент BSB, пожалуй, самый оригинальный из всех. Гоночные мотоциклы должны быть оборудованы блоком управления двигателем от официального поставщика чемпионата, компании MoTeC, и команда может изменять только некоторые параметры ECU. При этом строго запрещено использование большинства систем помощи, практически обязательных на болидах других мировых чемпионатов: трекшн-контроль, анти-wheelie и launch-контроль тут «вне закона».
После сессии за рулем болида Кайонари в очередной раз оценил, какую существенную роль в процессе пилотирования спортбайка играет психология. Несмотря на то что я ехал неимоверно далеко от пределов возможностей S1000RR спецификации BSB и мотоцикл во всех поворотах стоял как влитой, даже близко не подойдя к грани сцепления сликов Pirelli, боялся лишний раз открыть «газ»! А всё потому, что мы настолько привыкли к реально работающим системам помощи на спортбайках, что их отсутствие пугает и заставляет перестраховываться… Особенно когда это 208-сильный мотоцикл за пару сотен тысяч евро.
Регламент чемпионата BSB Superbike позволяет серьезно дорабатывать двигатели мотоциклов, однако требует, чтобы все команды использовали блоки управления от MoTeC… и никаких систем стабилизации, анти-wheelie и трекшн-контроля! На мотоцикле Кайонари установлены моноблочные суппорты Accossato, тормозные диски Brembo и кованые колеса Dymag. Газонаполненный рулевой демпфер Bitubo расположен с правой стороны мотоцикла, под пластиком.
BMW S1000RR Superbike
(IOMTT) #6
Очередной исторический и особо значимый для компании BMW мотоцикл — именно на этом аппарате в июне уходящего года Майкл Данлоп победил в Senior TT на острове Мэн в одной из самых опасных на Земле гонок! Символично, что долгожданная победа случилась спустя 75 лет, как Георг Майер выиграл Senior TT в 1939 году,— тогда это был первый триумф компании BMW в серии Isle of Man. Причем Данлоп принес немецкому концерну сразу два золотых кубка, сначала победив в классе Superstock, а потом и в Superbike!
Специалисты BMW Motorrad сыграли немаловажную роль в победе Данлопа. В частности, они подготовили для чемпионского S1000RR 220-сильный двигатель и взяли на себя всю сервисную работу по силовой установке, включавшую обслуживание, ремонт и сборку после технических проверок. Также немецкий производитель разработал для мотоцикла команды Hawk Racing уникальную камеру воздушного фильтра, выпускную систему и блок управления двигателем, а специалисты в Мюнхене анализировали данные с ECU, полученные в процессе тренировок и гонок.
У мотоцикла очень растянутые передаточные отношения — почти как у болида BMW для многочасовых гонок Endurance. Такая «длинная» трансмиссия нивелирует высокую мощность двигателя, и особой разницы в производительности 220-сильной установки болида Данлопа и двигателей других боевых машин, представленных в Хересе, я не почувствовал. Но настройка рядной «четверки» мотоцикла команды Hawk Racing удивила: «ровный» и предсказуемый на низких и средних оборотах мотор, на высоких он взрывался таким подхватом, что в такие моменты ощущал себя за рулем ракетоносителя на старте! Что объяснимо, ведь Isle of Man — это территория запредельных скоростей и «выжатой», как мокрое белье, ручки «газа», зафиксированной в положении ON… Ну и, конечно, это удивительный мир отчаянных людей, с храбростью которых не сравнятся никакие самые совершенные технологии!
«Более 220 л. с. при 14 300 об/мин» —так скромно написано в таблице технических характеристик боевого мотоцикла Данлопа!.. У этого великолепного S1000RR спецификации Tourist Trophy самый мощный двигатель из всех болидов BMW, на которых удалось поездить. Топовая подвеска Ohlins и лучшие тормоза Brembo —мотоциклу, участвующему в TT Man, определенно, нужна идеальная ходовая часть. Оригинальный способ защиты радиатора от камней, вылетающих из-под колес… армированным скотчем! Это, кстати, не единственный элемент победоносного мотоцикла Данлопа, где использован этот высокотехнологичный «нано-материал».