Мотоциклы

Ducati 1199 Panigale S – ТЕСТ

2015 модельный год,

1285 см3, 205 л. с.,

текст: Антон Власов

на фото: Антон Власов

>>Ducati 1199 Panigale, представленный в 2011 году на миланском моторшоу EICMA, был поистине революционным спортбайком — причем не только для мотопроизводителя из Болоньи, но и для индустрии в целом! Оснащенный уникальным сверхмощным L-твином Superquadro, развивавшим рекордные для серийной «двойки» 195 л. с. максимальной мощности, компактный, технологичный, по-итальянски изящный и экстремально легкий (сухая масса — всего 164 кг!), этот аппарат казался воплощением совершенства… Но спустя долгие три года компания Ducati представила модель следующего поколения — 1299 Panigale, которая небезосновательно претендует на звание лучшего серийного спортбайка в мире!

 

Как и в случае с 1199 Panigale, новый серийный супербайк Ducati существует в нескольких версиях: выпускаются базовый 1299 Panigale, модификация с адаптивной подвеской Оhlins — 1299 Panigale S и так называемая омологационная модель, 1299 Panigale R, созданная для допуска итальянского мотопроизводителя к участию в чемпионате WSBK. Но последняя, можно сказать, «не считается», поскольку это аппарат весьма ограниченной серии, который при этом кардинально отличается от двух других машин нового семейства — и даже двигатель эта версия получила от прежнего 1199, только существенно «разогнанный»! Наиболее интересная модификация новинки Ducati — конечно же, версия 1299 Panigale S как более совершенная, нежели базовая модель, но при этом не такая «гоночная», как Panigale R… Поэтому неудивительно, что презентация нового серийного супербайка Ducati, прошедшая на португальском треке Portimao Circuit, была посвящена именно модификации с адаптивной подвеской Оhlins.

Bellezza
Хотя компания Ducati позиционирует аппараты семейства 1299 Panigale как полностью новые мотоциклы, концептуально модели 2015 года не отличаются от Panigale с индексом 1199. Как и прежде, спортбайки серии построены на пяти основополагающих принципах: легкость, сила, технологии, дизайн и производительность. Что, согласитесь, весьма ожидаемо, если речь идет о сверхсовременных флагманских спортбайках компании, история которой тесно связана с мотогонками!.. Хотя я бы на месте стратегов из Болоньи добавил в эту обойму базовых тезисов модели еще одно и, пожалуй, самое важное — страсть. Но если идея и суть нового Panigale остались прежними, то технически и внешне мотоцикл изменился сильно. И первыми замечаешь метаморфозы, произошедшие с дизайном модели, который теперь пусть и не кардинально, но всё же другой. Так, например, ветровое стекло спортбайка стало выше, воздухозаборники системы питания двигателя — крупнее, а весь передний обтекатель в целом — шире. Мотоцикл получил новые компактные зеркала заднего вида, а также немного измененный боковой пластик.
Самое явное новшество — дизайн «хвоста», который на 1299 Panigale сделан… частично пустым, со сквозными аэродинамическими туннелями по бокам! Выглядит здорово и, уверен, работает не хуже: по словам производителя, мотоцикл немало времени провел в аэродинамической трубе — и явно не просто в качестве мебели… Несмотря на «боевое» предназначение спортбайка, позаботились разработчики и о комфорте пилота, сделав сиденье удобнее. Правда, расслабляющего антистрессэффекта в процессе теста новинки Ducati я как-то не ощутил, хотя, вполне вероятно, в городских условиях на 1299 Panigale
можно будет без особых страданий преодолеть тернистый путь от дома до офиса. Изменились у мотоцикла и подножки, которые на новом Panigale чуть более «зубастые», чем у модели предыдущего поколения. 

S-версия 1299 Panigale обладает рядом уникальных черт, делающих эту модификацию итальянского спортбайка совершеннее и желаннее, чем базовая модель (и, конечно, существенно дороже…). Помимо уже упомянутой адаптивной подвески Оhlins мотоцикл отличается полностью светодиодными фарами, коваными колесными дисками Marchesiniи дополнительными кнопками управления системой быстрой настройки некоторых параметров мотоцикла, о чем подробнее чуть позже. Но всё остальное — включая легкую монококовую раму и производительный двигатель Superquadro — у 1299 Panigale S такие же, как и у стандартной версии спортбайка.

​​Superquadro

205 л. с. и 144,6 Нм… Шах и мат! Новый Ducati 1299 Panigale S (равно как и базовая модель) — обладатель самого мощного и тяговитого двигателя из всех ныне серийно выпускающихся спортбайков! А если вспомнить, что у новинки болонской марки 2-цилиндровый мотор, то становится понятно — по производительности силовой установки конкурентов у 1299 Panigale и вовсе нет. Ближайший соперник новинки Ducati по показателям мощности и тяги — MV Agusta F4 топовой спецификации RR (тоже, что примечательно, итальянский мотоцикл). Рядная «четверка» MV Agusta развивает 201 л. с… но при этом выдает всего 111 Нм. А единственный конкурентный спортбайк с V-образным 2-цилиндровым двигателем — это весьма экзотический EBR 1190RX, заявленная максимальная мощность которого — 185 л. с… Двигатель 1299 Panigale — это улучшенная версия силовой установки спортбайка предыдущего поколения. При сохранении большинства частей и элементов мотора 1199 Panigale в итальянском L-твине Superquadro образца 2015 года использовано и немало новых деталей. Так, например, двигатель мотоцикла получил поршень рекордного для спортбайков диаметра 116 мм (на модели 1199 — 112 мм). При этом ход поршня по-прежнему почти в два раза меньше его «ширины» — всего 60,8 мм! Также мотор 1299 Panigale получил новые шатуны, вкладыши и коленчатый вал, идеально отбалансированный при помощи специальных точно подобранных грузиков-вставок, имплантированных в шейки коленвала. Изменилась и выпускная система, в которой теперь использованы трубы большего диаметра. В системе питания силовой установки использованы оригинальные диффузоры эллипсообразной формы, а также две форсунки системы впрыска топлива на каждый цилиндр. На технической презентации представители компании Ducati не раз подчеркнули, что двигатель Superquadro — не только сверхтехнологичная и производительная силовая установка, но и по-настоящему «характерная», что также выделяет ее на фоне спортбайков с «пресными» рядными 4-цилиндровыми моторами. С этим сложно поспорить, особенно когда вспоминаешь, что в короткоходном L-твине «всего» 205 л. с.!..

Как и все без исключения двигатели марки Ducati,мотор Superquadro работает жестко и шумно… Нет, не как «ведро с болтами и гайками», а как, скорее, отбойный молоток, совершенно случайно оказавшийся частью силовой структуры рамы спортбайка! В силу такой конструкции частые и совсем не слабые пульсации 1285-кубового L-твина напрямую передаются на сиденье, клипоны и подножки, информируя пилота, что двигатель заведен. Хотя, конечно, до вибраций ранних моделей Buell, которые, стоя на боковой подножке при запущенном моторе, медленно отползали в сторону, Ducati еще далеко…

Ярость

Учитывая, что сухая масса 1299 Panigale S —всего 166,5 кг, не сложно представить, какова разгонная динамика мотоцикла и каковы ощущения от езды на этом трековом снаряде… Я бы толерантно назвал характер новинки Ducati «ярким», хотя, наверное, уместнее будет сказать «диким, взрывным и первобытно яростным»! Производитель не лукавит, когда
сообщает об уникальной харизме мотоциклов серии 1299 Panigale — в отличие от сверхсбалансированных рядных двигателей спортбайков других марок, L-твин Ducati действительно очень «живой». У новинки Ducati рекордное для серийного спортбайка соотношение «мощность/масса», характерное, скорее, для чистокровных гоночных мотоциклов за сотни тысяч евро, нежели для конвейерной модели, которая к тому же, напомню, допущена на дороги общего пользования! Последнее, на мой взгляд, конечно, весьма опрометчиво —как если бы сверхзвуковые истребители сертифицировали для пассажирских авиаперевозок.

Мотористы из Ducati немало поработали над оптимизацией отдачи крутящего момента двигателя Superquadro в зоне средних оборотов, которые как раз используются на выходе из медленных поворотов, да и при городской езде тоже будут более чем востребованы. Это, похоже, теперь основной труд вообще всех инженеров, занимающихся настройкой силовых установок современных спортбайков, поскольку «выжать» из мотора на предельных оборотах дополнительные лошадиные силы —не такая уж проблема на фоне необходимости не «провалить» характеристику тяги на «низах» и в «середине». К слову, именно «вытягиванием» крутящего момента двигателя BMW S1000RR последнего поколения в зоне средних оборотов так гордились на международной презентации баварские мотористы. Но если в случае с немецким спортбайком такая мера была, скорее, едва заметным доведением характеристик двигателя до ума, то мотор 1299 Panigale S в плане отдачи крутящего момента сделал качественный скачок, по сравнению с L-твином модели 1199 Panigale! Несмотря на то что у силовой установки новинки Ducati по-прежнему наблюдается провал тяги в диапазоне 5000–6500 об/мин, что хорошо видно на графике, сама линия крутящего момента существенно сместилась вверх —а это означает почти 15-процентный прирост заветных ньютон-метров. А потому несовершенство характера отдачи тяги практически незаметно — ведь даже минимальное ее значение у двигателя 1299 Panigale S составляет примерно 85 Нм! На треке вся эта теория естественным образом трансформируется в суровую и бескомпромиссную действительность: ездить на 1299 Panigale S с деактивированной или просто переведенной в режим Race электроникой очень непросто… но так же и фантастически весело! Производительный двигатель мгновенно откликается на малейшее движение электронной ручки «газа», передавая легкому и компактному спортбайку Ducati молниеносное ускорение, а любой неосторожный «маневр» с рукояткой акселератора заканчивается весьма резким power-wheelie — причем почти на всех передачах!

     Интересно, что при столь поистине выдающейся производительности мотора межсервисный интервал регулировки клапанов сложного десмодромного газораспределительного механизма остался прежним, как и у двигателя модели 1199 Panigale — впечатляющие 24 000 км! Что для рекордно мощного спортбайка — очень ценное качество, которое позволит владельцам 1299 Panigale S сэкономить на техническом обслуживании. Впрочем, людей, готовых купить мотоцикл за более чем 2,5 млн рублей, такие мелочи не должны волновать…

Военная помощь
Разумеется, столь мощный и легкий мотоцикл, покупать который будут не только чемпионы по шоссейно-кольцевым мотогонкам, был бы немыслим без сложной электроники, делающей 1299 Panigale S пригодным для «гражданской» эксплуатации рядовыми райдерами. Как и полагается флагманской модели, мотоцикл укомплектован сверхсовременными системами помощи, большинство из которых, правда, можно найти и на других топовых спортбайках последнего поколения. Но Ducati не были бы собой, если бы не добавили к этому блюду немного острого!..

Схема работы электронных систем помощи 1299 Panigale S практически не отличается от такой на BMW S1000RR и Yamaha YZF-R1 образца 2015 года: мотоцикл оборудован сложным измерительным блоком Bosch Inertial Measurement Unit (IMU), который собирает информацию с многочисленных сенсоров и датчиков, анализирует ее, а после передает команды системам трекшн-контроля, анти-wheelie, анти-stoppie, ABS и прочим «лучшим друзьям мотогонщика». Использование продвинутой системы мониторинга за положением мотоцикла в пространстве позволило прецизионно точно настроить все «электронные няньки» и сделать их работу максимально эффективной. Разумеется, все электронные системы более чем востребованы при трековой езде, да и в городе, я уверен, тоже пригодятся. Так, например, бороться с постоянными power-wheelie помогает система DWC, степень участия которой варьируется в пределах от 1 до 8 — в зависимости от выбранных настроек. Дотормаживать уже почти в самом повороте позволяет сверхсовременная ABS, построенная на базе блока Bosch 9.1MP (минус килограмм веса, по сравнению с версией 9ME!) и не теряющая функциональности даже в глубоких наклонах. Поддерживать стабильность мотоцикла в любых ситуациях помогает многоуровневый трекшн-контроль DTC, а предотвращением блокировки заднего колеса 1299 Panigale S при жестких торможениях со сбросом нескольких передач занимается EBC — 3-уровневая система торможения двигателем, работающая в паре с проскальзывающим сцеплением…

 

 

Истинное лицо
У 1299 Panigale S есть интересная и полезная функция автоматической калибровки всех систем помощи под передаточные отношения конкретного мотоцикла и размер его покрышек, что необходимо для наиболее точной работы DTC, DWC и EBC. Чтобы выполнить точную настройку, необходимо через меню приборной панели запустить специальную программу, которая попросит вас какое-то время ехать на второй передаче с постоянной скоростью от 48 до 52 км/ч (по спидометру) — и калибровка будет завершена! Еще одна оригинальная особенность Panigale S — так называемая быстрая настройка DTC, DWC и EBC, доступная прямо в процессе езды при помощи отдельного блока кнопок, расположенного на левом клипоне мотоцикла. Что очень удобно, просто и безопасно, когда вам требуется уменьшить (или, наоборот, увеличить) степень вмешательства выбранной системы во время трек-сессии или гонки. Например, начал накрапывать дождь, и вы решили усилить функционал трекшнконтроля, или после нескольких кругов в «боевом» режиме показалось, что DWC слишком «душит» мотор при powerwheelie…

Однако у этой системы есть два существенных ограничения, сужающих круг доступных сценариев ее использования: во-первых, быстрая настройка активна только в ездовом режиме Race, о котором чуть ниже, а, во-вторых, может быть выбран лишь один параметр, который необходимо определить до начала движения. Схожая система есть и у BMW S1000RR последнего поколения, но там возможна регулировка только трекшн-контроля — и тоже, что примечательно, в единственном ездовом режиме — Slick. Как уже не раз было написано, у Ducati 1299 Panigale S три ездовых режима — Wet, Sport и Race — которые отличаются, конечно, не только настройками систем впрыска топлива и зажигания двигателя, но также «завязаны» на работу всей бортовой электроники — включая адаптивную подвеску Оhlins. Каждую программу можно настраивать, изменяя регулировки систем помощи и прочие параметры, и все три режима 1299 Panigale S действительно заметно отличаются друг от друга!
Wet, в котором внимание трекшн-контроля и прочих «электронянек» усилено, а максимальная производительность мотора ограничена 120 л. с., превращает итальянский супербайк в обычный «дорожник», с которым при разумном подходе справится любой начинающий райдер. Sport — самый универсальный режим, позволяющий быстро и, главное, безопасно ехать как в городских условиях, так и на треке, поскольку при полноценной отдаче мотора электроника переведена в полную готовность и следит за состоянием мотоцикла с пониманием, что пилот не собирается плестись со скоростью гужевой повозки. Ну, а Race — программа для самых отчаянных и опытных райдеров: отклик L-твина на движение ручки «газа» становится молниеносным, DTC, DWC и EBC переходят в боевой режим и практически отключаются, ABS активна только для переднего колеса и пускает корму 1299 Panigale S в свободное плавание, функция анти-stoppie деактивирована, а подвеска переходит к трековым настройкам. Именно в Race раскрывается истинный характер итальянского спортбайка, который поначалу даже пугает…

Специалисты Ducati сделали этот ездовой режим максимально бескомпромиссным, оголив нервы 205-сильного аппарата и решив не сглаживать углы. Race —действительно «злая» программа, в случае с которой работает принцип естественного отбора: либо ты в состоянии с ним справиться, либо катайся в Wet! Примечательно, что у уже не раз упомянутого баварского спортбайка тоже есть особо лютый режим, именуемый Slick — но в случае с S1000RR это опция, тогда как у 1299 Panigale S все программы входят в базовое оснащение. Также в базовую комплектацию входит двусторонний квикшифтер, алгоритм работы которого не отличается от аналогичных устройств других марок: переключаться вверх можно без закрытия «газа», а для понижения передачи необходимо вернуть рукоятку акселератора в исходное положение. Разумеется, есть определенные ограничения по выбору ступени КПП, и сразу скинуть пять передач на максимальной скорости движения система не позволит.

 Идеал + 

Ходовая часть аппарата впечатляет не меньше, чем его фантастический двигатель. Как и модель предыдущего поколения, 1299 Panigale S построен на базе уникальной монококовой алюминиевой рамы, где мотор является частью силовой структуры. К этому необычному тандему крепится односторонний маятник задней подвески —одна из визитных карточек мотоциклов Ducati. Ну, и венчает сей инженерный шедевр набор подвесок Оhlins, облагороженных адаптивной системой, автоматически изменяющей жесткость шведских компонентов в зависимости от условий езды. Сухая масса мотоцикла —всего 166,5 кг, что абсолютный рекорд в классе! Такой вес по-прежнему считается отличным показателем даже среди 600-кубовых спортбайков — не то что для 205-сильного 1285-кубового супербайка!..
На треке невесомость новинки Ducati ощущается прекрасно: в скорости, с которой аппарат перекладывается в S-образных связках поворотов, в том минимальном усилии, что требуется, чтобы «уложить» 1299 Panigale S до локтя на скоростной дуге… Прибавьте к этой картине бесподобные подвески Оhlins, и вы получите эталонный серийный супербайк с филигранной управляемостью —точной, острой и удивительно простой. Геометрия ходовой части новинки немного отличается от таковой у модели 1199 Panigale. Так, например, итальянские инженеры немного уменьшили угол вилки (с 24,5° до 24°), а ось качания маятника задней подвески сместили на 4 мм ниже. Эти небольшие модификации были призваны улучшить и без того ультимативную управляемость серийного супербайка Ducati, но разницу в поведении мотоциклов, боюсь, не почувствует даже заводской тест-пилот… Потому что разобраться в категориях «Идеал» и «Идеал+» человеческое существо едва ли способно. 

Адаптация и фиксация

Новый 1299 Panigale S оснащен адаптивной подвеской Оhlins, у которой, несмотря на стремительное распространение аналогичных систем в мире серийных мотоциклов, всё же есть уникальная черта, выделяющая шведские компоненты среди подобных,— вилка NIX30, моноамортизатор TTX36 и рулевой демпфер могут работать… в фиксированном режиме! Другими словами, пилот может отключить адаптивную функцию, которая непрестанно меняет жесткость амортизаторов итальянского супербайка, и превратить шасси 1299 Panigale S в просто первоклассную ходовую часть, не пытающуюся подстраиваться под этот изменчивый мир. Получается мотоцикл системы «2 в 1», тогда как на BMW S1000RR, например, функция DDC (Dynamic Damping Control), являющаяся опцией, не может быть деактивирована, и «умная» подвеска в любом случае будет автоматически производить калибровку гидравлики. Не могу сказать, что в случае с баварским спортбайком это плохо (и я не испытывал никаких проблем с его адаптивной подвеской), однако многие гонщики по-прежнему считают, что нет ничего лучше старой доброй фиксированной подвески, которая всегда работает в одном единственном режиме и не преподносит никаких сюрпризов. И ходовая часть 1299 Panigale S может быть именно такой — тем более что мотоцикл комплектуется поистине великолепными компонентами Оhlins. Разумеется, подвеска всемирно известной шведской фирмы имеет полный набор регулировок — причем как для адаптивного режима, так и для пассивного. В первом случае характеристики подвесок и рулевого демпфера «завязаны» на ездовые режимы, в которых уже установлены допустимые рамки работы компонентов Оhlins, плюс пилот может корректировать жесткость системы в пределах от 1 до 5. В варианте с фиксированным режимом есть возможность раздельно настроить степень демпфирования гидравлики сжатия/отбоя для вилки и моноамортизатора, а также жесткость демпфера. И всё это, конечно, за считанные секунды через меню приборной панели.

Игривая

У 1299 Panigale S, как и вообще у всех спортбайков марки Ducati, есть одна примечательная черта, которая и делает эти аппараты уникальными: в каждом повороте, при каждом торможении и даже просто при чересчур резвом перемещении пилота на сиденье мотоцикл постоянно «играет», извивается. Взгляните даже на поведение космически дорогих прототипов спецификации WSBK: все мотоциклы проходят повороты плюс-минус «ровно», тогда как болид Ducati в апексе всегда немного пританцовывает!.. Эдакий перманентный элемент нестабильности, который в случае с трековым снарядом любого другого мотопроизводителя будет восприниматься как дисбаланс шасси и чуть ли не неисправность… но только не применительно к аппаратам болонской марки!   Итальянские инженеры не раз подчеркивали, что в подобном поведении мотоцикла и кроется его уникальный характер, его, если угодно, харизма, и неоднократно с презрением упоминали «бездушные» немецкие спортбайки, которые, мол, еще немного и вообще сами поедут, без участия человека… С одной стороны, что-то в этом, конечно, есть — пилотировать 1299 Panigale S неимоверно волнительно! Когда, например, в быстром повороте на скорости 180 км/ч мотоцикл начинает немного «играть», повиливая «хвостом» и плавно изгибаясь всей монококовой структурой. В такие моменты связь «пилот-мотоцикл» особенно обостряется, и степень контроля над машиной переходит в какой-то практически ментальный план!..
Но, с другой стороны, в некоторых ситуациях (например, на торможении по неровностям трассы или при проезде перепада высот трека, где переднее колесо Panigale неминуемо устремляется вверх) такая особенность итальянского спортбайка лично мне мешала, поскольку степень нестабильности мотоцикла ощутимо превышала комфортную для меня. И первоклассная подвеска не способна нивелировать особенности конструкции ходовой части мотоцикла — даже если «закрутить» компоненты Оhlins в максимально жесткие настройки. Бесспорно, Ducati 1299 Panigale S — уникальный мотоцикл, не имеющий аналогов и претендующий на звание лучшего серийного спортбайка на Земле! Да, это аппарат со своими особенностями, которые кого-то могут не устроить… Но при этом кто-то, наоборот,— единожды испытав филигранную управляемость итальянского супербайка и ощутив бескомпромиссно мощный L-твин, больше не сможет вернуться в мир скучных и сверхсбалансированных мотоциклов с рядными «четверками». В любом случае, у Panigale действительно есть характер, и есть душа, которые ярким пятном выделяют эту фантастическую машину среди однообразных, как пластиковые стаканчики, моделей. И, кажется, я снова влюбился…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теги

Похожие материалы

Один комментарий

Добавить комментарий

Это интересно!

Close
Back to top button