Triumph Tiger Explorer 1200 – ТЕСТ
Разрушитель стандартов
Triumph Tiger Explorer 1200:
2014 г. в., 137 л. с., 259 кг (снаряженная масса),
224 км/ч, 1 131 000 руб.(2017 Г.)
текст: Даниил Кочергин
фото: Никита Колобанов
на фото: Антон Власов
»Я давно приметил, что по характеру вещи вполне можно определить нацию компании-производителя. Достаточно сравнить звуковые сигналы мотоциклов, произведенных в США, Германии и Японии. В первом случае мы услышим (а кто-то даже представит) издалека предупреждающего о своем приближении дальнобойщика. В случае с баварскими мотоциклами — это всегда немного запоздалый, однако невероятно сочный и добротный гудок.
В японском же ритме все вокруг встрепенутся от звонкого и торопливого «тактак, дайте пройти, посторонитесь, извините…» Однако порой встречаются исключения, когда сопоставить характер мотоцикла и общепринятое представление о стране, где аппарат произведен, невозможно.
И дело здесь совсем не в устоявшейся загадочности и некоторой обособленности англичан от всего мира. Как раз внешне Triumph Tiger Explorer идет в ногу с последними мировыми тенденциями дизайна тяжелых туристических эндуро: здесь и рубленые формы обтекателя, и неизменный внедорожный «клюв», держащийся вместе с приборной панелью, ветровым стеклом и сдвоенными фарами на массивном кронштейне-«пауке», и широкий руль с защитой рукояток…
И всё же, глядя на Triumph, не покидает впечатление спортивной собранности, вопиющей легкости и стремительности модели — это притом что назвать 259-килограммовый мотоцикл по-настоящему легким вряд ли рискнет даже самый преданный поклонник продукции концерна Triumph.
Такой образ складывается отчасти потому, что обтекатель разделен на две части: внешний пластик приборной панели никак не связан с декоративными накладками на бензобаке и ни в одном месте к нему не крепится. Вкупе с отсутствием крупных элементов отделки это создает впечатление невесомости передней части Tiger Explorer.
Возможно, видимой легкости мотоциклу добавляет задний подрамник, который выглядит настолько воздушным, что даже попытке посадить вторым номером худенькую подругу, кажется, противится само естество. От полного диссоциатива спасает крыло с российским лопатообразным номерным знаком, любезно придающим элементу массивности.
Однако, повинен в поджаром образе аппарата не только дизайн. Основная причина подобного восприятия — спрятанный в «птичьей клетке» компактный 3-цилиндровый 1215-кубовый рядный двигатель. Силовая установка Tiger Explorer получилась на редкость сбалансированной и отличается достойной производительностью. На шоссе впечатляющий запас тяги (121 Нм при 6 400 об/мин) позволяет с легкостью совершать стремительные маневры, а также практически с любой передачи и на любой скорости шустро разгоняет мотоцикл.
А вот звук рядной «тройки» весьма неоднозначен и, на мой взгляд, больше подходит для двигателя дорожно-спортивного мотоцикла. Так, например, по достижении пиковой мощности (137 л. с. на 9 000 об/мин) создается впечатление, что управляешь не тяжелым туристическим эндуро, а как минимум спортивно-туристическим снарядом! Усиливает это ощущение и завидные динамические характеристики мотоцикла: от 0 до 100 км/ч Triumph Tiger Explorer разгоняется не более чем 4,25 секунды!
Однако не стоит ждать от тяжелого мотоцикла двойного назначения схожих показателей по максимальной скорости — все-таки аппарат создан совершенно для других целей. По достижении 224 км/ч срабатывает установленный в целях безопасности ограничитель оборотов, и развить скорость выше не получится даже с горки. Впрочем, любому здравомыслящему человеку это и не нужно.
Поддерживая на шоссе крейсерскую скорость в районе 150 км/ч, у вас всегда остается запас мощности для быстрого маневра. Если же, наоборот, необходимо экстренно замедлиться, тормоза Tiger Explorer под управлением комбинированной отключаемой ABS без проблем остановят тяжелый мотоцикл за считанные метры — полностью контролируемо и совершенно предсказуемо.
С торможением на грунтовой дороге дела обстоят сложнее: 259 кг снаряженной массы и установленная на аппарате универсальная туристическая резина Metzeler Tourance Exp с балансом качеств «80 % асфальт — 20 % грунт» — не лучшее подспорье в этом вопросе…
Не рассчитанную на внедорожное применение ABS предпочтительно отключить, чтобы не довести систему до инфаркта ежесекундными срабатываниями,— так же как и двухуровневый отключаемый трекшн-контроль, который до определенного момента действительно помогает, но с увеличением скорости слишком назойливо предлагает свои услуги.
Сочетание ЖК-экрана бортового компьютера и стрелочного тахометра —одно из самых распространенных сегодня решений. И одно из самых удобных тоже. В отличие от дуг безопасности, монументальная алюминиевая защита картера двигателя входит в стандартное оснащение мотоцикла.
Вообще, поведение любого тяжелого эндуро на бездорожье — весьма дискуссионная тема. Курьезный момент состоит в том, что, называясь романтическим словом «эндуро», любой представитель современных тяжелых вседорожных «туристов» к отсутствию укатанной асфальтированной дороги относится крайне болезненно. И Tiger Explorer здесь не исключение.
Стоит учитывать, что даже при наличии алюминиевой защиты картера двигателя, дополнительно установленных дуг безопасности, прикрывающих боковые крышки рядной «тройки», всего одно неудачное падение на крупный камень (или пень, поваленное дерево…) — и мотоцикл обездвижен, потому что тут же лишится… системы охлаждения силовой установки, так как широкий и единственный радиатор не защищен ничем, кроме декоративных пластиковых накладок!
Это притом что на вязком или сыпучем покрытии избежать падения на 259-килограммовом мотоцикле очень непросто, и даже умный трекшн-контроль тут едва ли спасет, поскольку законы физики еще никто не отменял. Да и литые колесные диски небольшого диаметра для бездорожья — нонсенс.
Оптимальное использование модели Triumph Tiger Explorer такое же, как и у баланса качеств шин Metzeler: 80 % — асфальт, 20 % — укатанный грунт, что в реальности означает — после 1000 км хайвэя 1 км «грунтовки» до гостиницы в живописном местечке.
Эффективная тормозная система —еще одно несомненное достоинство модели Tiger Explorer. Мотоцикл оснащен ABS, которая, как и полагается на образцовом туристическом эндуро, может быть отключена.
Но если вы упрямы, преданный поклонник марки Triumph и непременно хотите пощекотать нервы эмоциями на грани фола в какой-нибудь «пятой точке» мира, обратите внимание на версию модели с индексом ХС SE в названии. Этот аппарат от базовой версии отличается спицованными колесными дисками и предустановленными защитными дугами — такой вариант мотоцикла больше подходит для исследования отдаленных локаций планеты Земля.
К счастью (или к сожалению…), времени отправиться в подобные места у меня не было, а потому дальше городского асфальта и «живописного» среднерусского пригорода я не выезжал (немного грунтовки не в счет).
Здесь старший Tiger оставил только позитивные впечатления. Прямая и невероятно удобная посадка дает возможность райдеру и пассажиру без устали преодолевать большие расстояния (в варианте езды по мегаполису — не слезать с мотоцикла несколько часов передвижения по автомобильным пробкам), а хорошая ветрозащита делает использование британского «туриста» еще комфортнее.
В дополнение к и так отличной эргономике на тестовом аппарате было установлено сиденье из фирменного каталога аксессуаров Triumph, отличающееся от стандартного специальным наполнителем, который делает «кресло» Tiger Explorer еще удобнее.
Виктор Крюков
специалист технического
центра AES-Moto
/Резкий «завал» графиков мощности и крутящего момента не связан с характеристиками двигателя. Так на «англичанине» работает электронный ограничитель скорости: как только стрелка спидометра пересекает отметку в 200 км/ч, «мозг» Triumph Explorer меняет значение угла опережения зажигания на более позднее и уменьшает подачу топлива, что приводит к значительному, но в то же время плавному снижению мощности.
Ранее «душилки» работали более «жестко» —зажигание полностью отключалось на несколько миллисекунд, далее кратковременно включалось, и цикл повторялся до тех пор, пока скорость мотоцикла не упадет до определенных значений. Ежегодно в законодательстве появляются всё более изощренные требования по безопасности мототехники, вынуждающие производителей менять алгоритмы работы электроники. Так, похожую «мягкую отсечку» можно наблюдать на мотоцикле Honda VFR800X Crossrunner.
Как известно, «строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения», и любой электронный ограничитель можно отключить, изменив прошивку заводского ECU или установив дополнительный блок, «обманывающий» заводские «мозги». Электроника будет «полагать», что реальная скорость не более 100 км/ч, и «отсечка» останется без работы. С другой стороны, насколько нужны все эти изощрения на туристическом эндуро?../
Флагманский туристический эндуро Triumph обладает великолепными ходовыми качествами и отлично пригоден для каждодневной эксплуатации. На удивление, легкая для столь массивного аппарата управляемость, изящный стан мотоцикла и собранная ходовая часть со всеми благами регулируемой подвески лаконично вливаются в городскую суету.
Невзирая на сибаритский уровень комфорта и немалые габариты модели, Tiger Explorer ощущается скорее как большой «дорожник», нежели как «корабль пустыни», какими кажутся многие одноклассники —и это выгодно отличает «британца» от конкурентов. Ведь в конечном итоге покупка мотоцикла подобного класса —это компромисс между рутинной реальностью перемещений по мегаполису и прекрасными, далекими, а потому редко осуществимыми путешествиями во время ежегодного отпуска. /