KTM EXC 2015 – ТЕСТ ВСЕЙ ЛИНЕЙКИ (125 EXC, 200 EXC, 250 EXC,300 EXC,250 EXC-F, 350 EXC-F, 450 EXC, 500 EXC)
KTM EXC – Новый мир
текст: Юрий Солонович
фото: KTM
на фото: Юрий Солонович
»Бывает так, что рутинная езда по серым асфальтовым дорогам давно наскучила и в равной степени не прельщает ни чопперно-жилеточная романтика, ни спортбайковское телепортирование на трехзначных скоростях. Не хочется ни комфортного макси-скутерного вальяжного перемещения, ни экстремальных стантрайдерских трюкачеств… Но желание ездить на мотоцикле никуда не пропадает и даже в горячечных ночных кошмарах снится двухколесный коварный искуситель! Тогда с большой долей вероятности можно утверждать, что вы морально готовы с головой окунуться в многоликий мир внедорожных мотоциклов. Здесь, в этом удивительном и разнообразном сообществе, можно найти себе верного друга и партнера практически на все случаи жизни! К вашим услугам большие и солидные, как дорогие «внедорожники», туристические машины, способные съезжать с цивилизованных асфальтовых дорог; злые, как весенние гадюки, кроссовые мотоциклы; прогулочные, неторопливые, как пенсионерские «Жигули», trail-байки и универсальная всепролазная техника hard enduro.
Почему?
Ни для кого не секрет, что именно спортивные эндуро — наиболее популярный и динамично развивающийся сегодня класс внедорожных мотоциклов. Ведь поклонников свободного «трехмерного» перемещения в пространстве на всех континентах нашей планеты год от года становится всё больше, показатели продаж техники постоянно растут, а количество участников самых сложных профессиональных и любительских эндуро-гонок увеличивается в геометрической прогрессии. Да что там! Шутливое изречение «Все будут ездить на эндуро» давно стало негласным и неформальным лозунгом для сотен тысяч людей, которые больше не мыслят себя без возможности езды на мотоцикле вне дорог общего пользования. Однако, несмотря на динамику развития рынка спортивных эндуро, японские производители по-прежнему игнорируют этот весьма прибыльный и перспективный сегмент. Почему? Лично для меня это загадка! В обширной модельной гамме любого игрока большой японской четверки, как правило, есть лишь два-три внедорожных мотоцикла. И если кроссовые модели максимально технологичны и современны, то складывается ощущение, что эндуро проектируются и производятся по какому-то ущербному, остаточному принципу. Другое дело —профильная техника Старого Света. В условиях отсутствия реальной конкуренции за последние десятилетия на европейских территориях буйным цветом зацвел культ мотоциклов двойного назначения. Именно здесь в конце 20 века появилось огромное разнообразие моделей и производителей, сконцентрированных на относительно небольшой площади. Кто только не выпускал технику этого класса! Заслуженные и легендарные BSA, Husqvarna, Husaberg, CZ и экзотические для нашей страны Bultaco, Ossa и TM… Именитые BMW, Gas Gas, Sherco или ставшие уже историей Simson, Zundapp, Puch или Hercules… Ну, и, конечно же, главные законодатели внедорожной мотоциклетной моды последних лет —австрийцы из компании КТМ. В наше время оранжевые мотоциклы обрели статус культурного и технического культа, с чем вряд ли поспорит даже самый брендозависимый мотоманьяк. Да и не мудрено —ведь именно инженеры из Маттигхофена при проектировании мотоциклов выдают самые прогрессивные и неожиданные технические решения. И конечный результат вполне очевиден: практически полное доминирование на европейском и американском рынках —и это положение упрочилось еще больше после вывода на рынок заслуженных дочерних внедорожных бойцов в лице Husaberg и сменившей ее Husqvarna.
Румынский сюрприз
На презентации внедорожных новинок от KTM я бывал уже не раз и могу с уверенностью утверждать, что вряд ли кто-нибудь из конкурентов относится к организации подобных мероприятий с такой же тщательностью и любовью, как дружная и увлеченная команда единомышленников из Маттигхофена. Наверное, дело в том, что в ней совершенно нет посторонних людей — абсолютно все сотрудники «болеют» внедорожными мотоциклами! Вы только представьте: работники PR-отдела и рекламного подразделения, механики и секретарши, водители большегрузного транспорта и даже фотографы весьма неплохо владеют техникой внедорожной езды. Вряд ли в какой-нибудь другой мотоциклетной компании встретишь такое единодушие! Вероятно, именно поэтому презентации мотоциклов KTM организовываются в самых интересных и неожиданных местах: тут вам и каменистые склоны Апеннин всемирно известной гонки Hells Gate, и каталонские скалы, окружающие княжество Андорра, и безлюдные марокканские маршруты, и залитые северной болотной жижей окрестности легендарной кроссовой трассы Удевалла… Но для презентации нового поколения мотоциклов серии EXC было выбрано, на мой взгляд, самое подходящее для этого действа место. Тестировать технику пришлось в заросших глухим непроходимым лесом горах Трансильвании, на склонах которых уже более десяти лет проводится зубодробительное hard enduro rally — легендарный Red Bull Romaniacs!
А чтобы погружение в атмосферу гонки было максимально достоверным, главным проводником и гидом пригласили выступить самого отца-основателя румынской легенды, «великого и ужасного» Мартина Фрайнадеметца. Признаюсь откровенно — такого напряжения всех мышц своего тела я давненько не испытывал… После очередного штурма препятствий, которые приходится преодолевать спортсменам, выступающим в классе Expert, от напряжения у меня свело обе кисти рук и левую ногу. Нет, мышцы не просто банально заболели — пальцы и нижнюю конечность скрючило и заклинило так, что держаться на мотоцикле оказалось довольно сложной задачей! Нам приходилось в буквальном смысле продираться сквозь совершенно непроходимые заросли колючей акации и штурмовать склоны по руслам засыпанных галькой засохших ручьев, спускаться по влажным и скользким базальтовым ступеням на безымянных горных реках и при помощи лишь мускульной силы переносить мотоциклы через заросшие вековыми соснами огромные многометровые провалы… В общем, оценить те или иные внедорожные качества австрийских эндуро я смог буквально «на своей шкуре»!
Что нового?
В 2015 модельном году эндуро серии EXC… практически не изменились. В головном офисе компании посчитали, что кардинальные метаморфозы для таких сбалансированных аппаратов попросту не нужны. Всё, что произошло с оранжевыми машинами,— это, скорее, легкий «фейслифтинг» и небольшая уточняющая коррекция технической начинки каждой модели. Своего рода работа над текущими ошибками. Двухтактное эндуро-семейство, как и в прошлом году, представлено моделями: 125 EXC, 200 EXC, 250 EXC и 300 EXC. Четырехтактные мотоциклы доступны в следующих кубатурах: 250 EXC-F, 350 EXC-F, 450 EXC и 500 EXC. Абсолютно все модели 2015 года получили ярко-оранжевую раму, которая в прошлом была визитной карточкой специально подготовленной, гоночной модификации 6 Days. Руль на всех аппаратах теперь черного цвета — как, впрочем, и колесные диски. На четырехтактных 350 EXC-F, 450 EXC и 500 EXC появился новый глушитель, а двухтактники 200 EXC, 250 EXC и 300 EXC обзавелись новым аккумулятором. Модели 125 EXC и 200 EXC получили новый задний моноамортизатор White Power. Кроме того, теперь на всех мотоциклах другая приборная панель, новая ведомая звезда трансмиссии,
более эргономичная, обтекаемая защита рукояток руля, а также новые резиновые ручки, обновленная графика на защитном пластике и траверсы вилки.
Двухтактные силовые установки с рабочим объемом цилиндра 250 и 300 см3 получили новый мощностной клапан, увеличивающий крутящий момент двигателей на низких оборотах. Также были доработаны электростартер, системы зажигания и питания. Но бензин по-прежнему смешивается с воздухом при помощи самого обычного карбюратора: оснастить двухтактные моторы системой непосредственного впрыска топлива, по слухам, обещают лишь к 2016 году. Технических изменений в четырехтактном семействе и того меньше: все 4Т силовые установки теперь агрегатируются новой, облегченной корзиной сцепления и маслонасосом повышенной производительности. А на модели 250 EXC-F были изменены передаточные отношения КПП для увеличения максимальной скорости.
В актуальной заводской модификации 6 Days будут доступны только семь моделей: 125 EXC, 250 EXC, 300 EXC, 250 EXC-F, 350 EXC-F, 450 EXC и 500 EXC. Эти подготовленные для «боевых действий» машины отличаются от стоковых мотоциклов целым перечнем установленного при сборке на конвейере тюнинга. И этот список довольно обширен: от защит картера, резонаторов и более производительных радиаторов до дополнительных вентиляторов в системе охлаждения. И если заводской мотоцикл «Ready to race» для серьезных соревнований всё равно требует «имплантации» дополнительного оборудования, то версия 6 Days нафарширована всем возможным тюнингом прямо на заводе. Вот, в общем-то, и все изменения! Конечно, желание руководства КТМ непоколебимо следовать единожды выбранному пути действительно достойно уважения: проверенные временем и потребителем технические решения тиражируются тысячами копий и по большому счету не требуют совершенно никаких изменений. К чему, например, менять стальную раму на алюминиевую, если при сходном весе и жёсткости на кручение «сталь» гораздо компактнее, эргономичнее и позволяет размещать двигатель, бак и подвески без лишнего инженерного «геморроя»? Или зачем устанавливать систему обеспечения прогрессии (так называемую «качалку») задней подвески, если для эндуро-мотоцикла эта опция, по мнению многих профессиональных и не очень райдеров, совершенно не обязательна!
Нужно признать: год от года продукция, выпускаемая в Маттигхофене, становится всё качественнее и технологичнее. В прошлом остались традиционные для КТМ детские и не очень болячки, растут объемы производства, появляются новые модели — и «оранжевые» захватывают все новые сегменты мотоциклетного рынка. Но, как и всегда, основным приоритетом остается тот образ жизни, который они предлагают покупателям, только открывающим двери в этот новый для себя прекрасный мир внедорожных мотоциклов. /