Путешествия

Одиночное мотопутешествие на Русский Север или 4000 км на Husqvarna 701 Enduro

В начале июля я отправился в свой первый (не считая прохвата на Валдай) дальняк за 19 лет стажа езды на мотоцикле. Байк у меня — Husqvarna 701 Enduro.

Маршрут получился такой: Москва — Вологда — Пудож — Соловецкие Острова — Хибины — Териберка — Кандалакша — Калевала — гора Воттоваара, общий пробег в итоге составил около 4 000 км.

Глава 1. Вологда

Ну что же, наконец-то день, к которому я так долго готовился, настал. Через несколько минут я отправлюсь в первое своё (за 19 лет стажа) дальнее путешествие на мотоцикле, на 5000 км. Еду один. Сегодня вечером надеюсь выпить холодного пива уже в Вологде. Надеюсь радовать вас интересным контентом по ходу путешествия.

Перед отправлением хочется поблагодарить моих друзей и партнёров, которые поддержали меня в этой авантюре:

Husqvarna Motorcycles Россия за тюнинг, расходники и техническую помощь.

Мотосалон Promoto за превосходную экипировку Revit и Shoei (если вам такая нужна — получите 5% скидку в магазине по кодовому слову HUSKYBOY).

Где-то на пути в Вологду подружился с бабочкой на заправке. Решил, что это хороший знак. 

А вот и сама Вологда. В центре красиво, на окраинах жопа и очень много рекламы. Поел, поспал и поехал дальше — в Пудож.

Глава 2. Пудож

Сегодня был очень странный, смешанный по эмоциям день, который мне ещё предстоит осознать. Начался он в Вологде и начался неважно. Окна моего номера выходили на главную улицу города, по которой всю ночь гоняли сраные байкеры с прямотоками, а потом на них по полчаса лаяла какая-то сумасшедшая собака, поэтому поспать удалось от силы часа 4.

Выглянув утром в окно я увидел серость и дождь. Это было в районе 7 утра. До 9 утра я неспешно собирался и ждал пока откроется ближайшая столовка, чтобы позавтракать и двинуть в путь. Но в 9 выяснилось, что столовка не откроется, так как из-за сильного дождя у них случился потоп. Сходил в магазин, купил шмат хлеба, колбасы и банан, съел всё это за 10 минут на тумбочке в номере и поехал. И чего я сразу так не сделал? Короче, выезжал из Вологды я “not fresh and not motivated”, как говорят наши австрийские партнеры после распития с нами водки.

Спустя 100-150 км отрешенного пилежа я остановился на заправке, где вскоре познакомился с двумя дядьками на BMW GS. Они тоже ехали в Териберку, но немного другим маршрутом. Выяснив это и то, что их крейсерская скорость 160 против моих 120, они сделали ручкой и умчали, пока я в сотый раз привязывал свою поклажу после заправки.

Дождь всё поливал и казалось бы хуже некуда, но тут начался затяжной ремонт дороги. Вырезанные многокилометровые куски асфальта, щедро сдобренные размокшим от дождя говнолином, который отваливался от экскаваторов, около нулевая видимость – всё это сильно замедлило меня. Плюс ощутимо похолодало и начало сильно мерзнуть лицо, а подшлемник лежал где-то в недрах сумок.

В общем ехал на морально-волевых, до ближайшей заправки с крышей. Спустя ещё километров 40 ремонта, дождя и холода увидел на обочине тех самых дядек на GS-ах. Они как раз отъезжали и упали мне на хвост. Я к тому времени окончательно околел и мчал к мифической заправке 140 км/ч, лежа подбородком на руле, потому что только так мой никчемный ветровик отсекал ветер от окоченевшей головы. Загорелся резерв топлива, навигатор писал 60 км до заправки, я решил тянуть и не прибегать к канистре, но через какое-то время дядьки вдруг меня обогнали и дали жест остановиться. Видимо ощутили, как я страдаю.

 
 

Мы тормознули на автобусной остановке и один из них, Дима, очень похожий на моего любимого покойного деда, по отечески похлопал меня по плечу и предложил выпить чаю. Господи, да я только об этом и мечтал! Пока они кипятили воду на горелке, я заправил мотоцикл, достал подшлемник и выкурил сигарету.

У дядек помимо чая неожиданно нашлись ещё булки и варенье! И вот в этот самый момент, где-то посреди нигде, что-то во мне умерло и что-то родилось. И мне кажется это родился мотопутешественник (именно это ещё надо осознать). Знаете, это как при первом употреблении ЛСД (мне друг рассказывал) сначала наступает ментальная смерть, а потом перерождение. Короче, я начал дико кайфовать от всего происходящего.

 
 

Поел ухи на заправке – кайф, заправился – кайф, дождь на 10 минут прекратился – кайф, умылся теплой водой – кайф, едешь – кайф, не едешь – кайф и т.д. Пирамида Маслоу превратилась из пирамиды в фундамент. Счастье наступало часто и по мелочам. И так мне это понравилось, что после того, как мы попрощались с дядьками в Вытегре, я решил дать крюка в 50 км (25 из которых оказались размокшим грейдером) и сгонять к берегу Онеги, за что был щедро вознаграждён потрясающими видами. Я официально влюблен в Карелию, в её северное величие! Дух захватывает от осознания того, что до самого интересного я ещё даже не доехал.

 

Сейчас, спустя 520 км от Вологды, я в гостинице в городе Пудож, дописываю этот текст и иду ужинать, а заодно выпить чего-нибудь покрепче после такого длинного и насыщенного дня (чисто чтоб не заболеть). Завтра по плану ещё 460 км и Соловецкие Острова. Я оставлю Ворону (так теперь зовут мой мотоцикл) на большой земле, а сам поплыву 50 км на моторке на острова, где проведу две ночи. С нетерпением жду завтрашнего дня и последующие 4000 км!

Глава 3. Пудож — Соловки

Что ж, много всего произошло за последние два дня, поэтому текста тоже будет много, извиняйте. Приближаюсь к книжным объёмам. А вот фото в этот раз наоборот немного – некогда было. Зато в следующей главе закидаю вас красивыми картинками с острова.

 

*Мой спа лакшери резорт в Пудоже.

В Пудоже я заселился в старенькую, но уютную гостиницу на въезде в город. На этот раз тут действительно была парковка и еда. Наскоро переодевшись после длинного прохвата под дождём, я поставил 1001 гаджет заряжаться, повесил вещи сушиться, принял душ, поел, выпил 200 грамм коньяка и счастливый лёг спать. Завтра я планировал проехать ещё 450 км и переправиться на Соловецкие острова.

В 5.30 меня разбудил грохот дождя по металлическому карнизу. «Нет-нет-нет, не думай об этом, спи, надо спать», – твердил я себе. Но вы попробуйте не думать о зелёном слоне… В общем я начал размышлять, как потеплее одеться (вставил подкладку в куртку), как снять и куда положить гидратор и поясную сумку (потому что дождевик на них натягивать неудобно), что делать с мокрыми со вчерашнего дня ботинками (ничего, терпеть), как избавиться от чертового жжения на руках и лице (накануне у меня разлился в кармане перцовый баллончик) и как вообще найти в себе силы встать, собрать все эти чертовы вещи и выехать в ливень ещё на 450 км. Уснуть снова, в общем, не удалось.

В 9 часов я сидел на мотоцикле и удивлялся своему смирению. Следующая остановка должна была быть через 180 километров, в Медвежьегорске, на дозаправку. Первая вниз, поехали.

На выезде из города заехал в магазин, торгующий всякими моторизированными штуками, надеялся найти там бахилы на ноги, но безрезультатно. Через 20 минут снова ощутил в правом ботинке стоячую воду. Интересно, почему левый мокнет, а правый нет?

В этот день Север испытывал меня, я ощущал это нутром. Дождь лил стеной, шквальный ветер швырял мотоцикл по дороге из полосы в полосу (а их там всего две), температура опустилась до 8 градусов, дождевик отсырел (и никакая подкладка в куртке уже не спасала). Тепло было только рукам – их всё ещё жгло перцем от баллончика, даже не смотря на мои умывания молоком в Пудоже.

Вишенкой на торте стали птицы, которых тоже носило над трассой туда сюда, и одну из них я в итоге чуть не забодал (а я так уже делал на куда меньшей скорости и мне не понравилось). Почему-то получается так, что чем хуже погода, тем быстрее я еду. Поворачиваю рукоять и ускоряюсь до 130 км/ч.

В Медвежьегорск я въехал окончательно околевший и, увидев огромную очередь на долгожданной заправке, чуть не расплакался. Гарнитура на шлеме отказала, в ботинках хлюпала вода, а я просто стоял посреди заправки с открытым ртом под проливным дождём и думал (как телепортироваться домой), как бы мне согреться, отстоять очередь, на намочить шлем изнутри, отвязать все сумки трясущимися руками, заправиться, написать жене контрольное смс и выкурить сигарету.

Кажется минут через 5 последовательность действий была выработана и я отнес шлем в кафе (спрятал его за прилавком), потом занял очередь за последней машиной/покурил/написал жене, потом кое-как отвязал сумки и заправился (спасибо добрым людям из очереди, которые из жалости пропустили меня вперед), потом выпил огромную кружку чая и съел хот-дог, выкурил ещё одну сигарету, сел и поехал дальше.

Я всё так подробно описываю, чтобы было понимание, из чего состоит жизнь мотопутешественника. Такие бытовые ребусы приходится решать по много раз в день, и если всё получилось – нет в мире человека счастливее тебя. Это те самые первичные потребности, о которых я писал в прошлых постах, удовлетворение которых мгновенно поднимает тебе настроение и дух. Тебе просто нужно быть в тепле, сухим и сытым – и ты сможешь всё.

Со временем эта игра с обстоятельствами превращается в зависимость сродни наркотической, и именно она, мне кажется, заставляет людей снова и снова отправляться в путь на мотоциклах. Потому что чувствуешь, что живешь, а не проживаешь. Выезжая в дальний путь на мотоцикле ты не просто выходишь из зоны комфорта, ты вылетаешь из неё сраной катапультой. Ну и конечно, на мотоцикле ты всегда в гуще событий, внутри их, внутри мира.

Из Медвежьегорска я двинулся дальше на Север. Погода не менялась и, плюс ко всему, через пару десятков километров начался очередной затяжной ремонт дороги. Что я мог поделать? Ничего, просто продолжать ехать и надеяться на удачу. И когда дух мой упал до самого дна, Север принял меня, тучи расступились, дождь перестал, ветер стих и над бесконечными карельскими просторами взошло солнце.

Вскоре я вынужден был срулить на заправку, где познакомился с Мишей Палтусом из Петрозаводска. Он ехал в попутном направлении на старенькой Honda Africatwin. Слово за слово и вот мы уже едем дальше вместе. Вообще на трассе стало очень много мотоциклистов – повылезали, как грибы после дождя.

Встреча двухколесного уже не вызывала былой радости, однако Миша показался мне прикольным чуваком и мы быстро нашли общий язык. Плюс ко всему кнопка hard reset оживила гарнитуру и у меня, наконец, заиграла музыка в наушниках. Жизнь вновь стала прекрасной – ведь я еду по таким красивым местам на мотоцикле. О чем ещё можно мечтать?

 

Мне почему-то казалось, что как только я доберусь до порта в г. Рабочеостровск – у меня начнётся отдых, который продлиться целых две ночи и полный день. На деле вышло не совсем так. Под появившимся солнцем я начал истекать потом в своих четырех слоях одежды, а в порту надо было побегать туда-сюда и пересортировать вещи, которые нужно было забрать с собой из мотоцикла на остров. Наконец упаковав Ворону в чехол на охраняемой парковке, я отправился на причал, где меня уже ждал катер.

По плану меня должны были переправить на Соловки на товарном судне, которое везёт на остров продукты, но на него я опоздал. Поэтому люди, с которыми я контактировал на тему переправы, ждали меня на скоростном катере, аренда которого обычно стоит 10 000 рублей. Мне очень повезло – хозяину катера надо было забрать группу туристов на Соловках, поэтому с меня взяли символические 1600 рублей и мы отправились в путь.

  

Море штормило и вместо часа, за который скоростной катер обычно преодолевает путь до острова, мы шли почти три. Несколько раз в минуту нас подкидывало на волнах и смачно било об воду. Катер натужно трещал и скрипел.

Вода, сквозь прозрачную, залитую брызгами шторку, выглядела серой, холодной и злой – оказаться в ней было бы не просто неприятно, это было бы смертельно – 8 градусов на поверхности и 4 чуть ниже. Борясь с качкой, я встал на ноги и почти все три часа стоял посреди катера враспор, прыгая по волнам вместе с ним. Наконец мы прибыли на причал Соловецкого Острова, я выкатился на землю, поцеловал её, подавил тошноту и огляделся. Офигеть, я на Соловецких Островах!

Глава 4. Соловки

Начал пытаться описывать атмосферу Соловков и быстро отказался от этой затеи, пусть этим занимаются настоящие писатели. Потом начал пытаться описывать свои приключения за один день “отдыха” там и тоже не смог, потому что одно без другого не выстрелит.

  
 Кладбище на Секирной Горе, здесь был штрафной изолятор — пытали и расстреливали врагов коммунизма.

Поэтому этот пост больше с фотографиями, может ими мне хотя бы частично удастся донести насколько это харизматичное место. Ну и в фильме конечно (премьера состоится осенью на моем канале ) покажу подробнее. А вообще ОЧЕНЬ рекомендую Соловки к самостоятельному посещению. Обращайтесь, если нужна будет помощь с жильём и трансфером, расскажу пару лайфхаков.

 Белужий Мыс. Белух из-за отлива не увидел, но прогулялся отлично.
 

Глава 5. Соловки — Хибины

В Кировск я въехал ближе к полуночи, потому что уплыть из Соловков получилось только в обед. Зарулил на заправку, захожу внутрь, а там человек 20 смотрят футбол на маленьком стареньком телеке. Я попал как раз на серию пенальти, тоже посмотрел, попереживал, потом заправился и узнал где ближайшая гостиница. Заселился в отличный номер, отмылся, просушился и выспался.

На следующее утро я поехал покорять базу МЧС глубоко в горах Хибинах. Так переживал за дорогу, но в итоге пролетел её без всяких проблем, разве что потерял пару винтов из мотоцикла. По пути заехал на водопад Красивый, который вполне соответствует своему названию. Не буду углубляться в описание местных красот – просто посмотрите фото.

  

На базе МЧС какие-то местные парни пили пиво и жарили шашлык. Я порядком взмок и мне так захотелось пива, что я решил купить у ребят бутылочку. В итоге оказался за их столом и был щедро накормлен и напоен в обмен на истории из путешествия. Оказалось, что один из них – хозяин той самой заправки, где я смотрел футбол. В общем обратно ехал чуть-чуть пьяненький, так что долетел до асфальта минут за 20.

  База МЧС в ущелье Хибин

Отдохнув в отеле я выдвинулся в сторону самой дальней точки моего маршрута – в Териберку.

Глава 6. Хибины — Териберка

 
 

Териберка конечно совершенно уникальное место. Посёлок-призрак, где каждый второй дом заброшен и смотрит на мир черными глазницами разбитых окон. Как будто всё это большая мишень, декорация, созданная для военных учений ядерных ракетных ударов. Я ещё не видел такого постапокалиптичного места, чистый Fallout.

 

Между тем это посёлок с очень длинной и богатой историей, в котором до сих пор живёт 800 человек. Чтобы вы понимали масштабы упадка: на пике своего развития в 30-ые годы (в это время на Соловках как раз расстреливали людей десятками) население Териберки составляло аж 5000 человек! Сегодня здесь нет даже школы и больницы.

 

Сейчас местные мужики не особо похожи на крепких северных хозяйственников (как например на Соловках).Они нещадно бухают (полугодичный запой тут никого не удивляет) и ведут друг с другом “беседы” на таком дегенеративном уровне, что непонятно, как они вообще ложкой в рот попадают. Женщины плотно на хозяйстве, в лучших традициях домостроя, а из развлечений у них есть хор (в котором одна бабушка, например, поёт уже 60 (!!) лет). Безнадёга, короче, тотальная.

Природа (если так можно назвать разнообразные каменные формы, мох и ледяное море) постоянно напоминает мне сериал “Игра Престолов”. Кажется, что вот-вот по холму на горизонте проскачут Пёс и Арья Старк, а следом за ними пролетит дракон. Виды совершенно инопланетные и так удивительно, что это всё ещё Россия. А уж насколько удивительно оказаться здесь своим ходом на мотоцикле, ух!

 

В Териберке уже в девятый раз проходит фестиваль мотопутешественников Мотобухта. Здесь я встретил всех ребят, с которыми успел подружиться в дороге и с которыми мы коротали дорогу на тех или иных участках пути. Все мы в итоге сбились в одну могучую кучку и отправились на поиски впечатлений.

Мы катались на мотоциклах по округе, лазили по заброшенным зданиям, дегустировали огромных крабов, прошли десяток километров по пляжу, сплавали на рыбалку в открытое море, сварили на костре уху из добытой рыбы, много гуляли по посёлку и даже посетили концерт местного хора. Мы наблюдали за стаей касаток, они кружили вокруг нашего катера несколько часов! О таком я даже мечтать не мог.

 
 
 
 

Такая вот история, без выводов и морали. Местные говорят, что неспеша, но тур поток растёт и самая тёмная ночь позади. Дай бог, для страны непростительно было бы потерять такое интересное и колоритное место на краю света. 
Точно также, как было бы непростительно потерять его для аборигенов, которые сегодня заняты совсем не тем, чем должны.

 
 

Со смешанными, но очень глубокими и важными ощущениями я встаю на путь домой. Сегодня вечером заночую в Кандалакше. Ехать всего 350 км, погоду обещают отличную, так что юг – встречай!

Глава 7. Териберка — Кандалакша

Ночую в Кандалакше, в местном яхтклубе. Правда здесь всё ещё полярный день, так что ночую понятие относительное. 
Занялся мелким ремонтом прямо на причале, под крики чаек. Потом познакомился с соседом по отелю (из Питера, только едет на Териберку), смотрим футбол теперь.

 

Завтра поеду в Калевалу, в центральную Карелию, на знаменитый 800 км грейдер с медведями и гнусом.

Глава 8. Кандалакша — Калевала

Короче знаменитый грейдер через западную и центральную Карелию – это просто жопа. Отмахал сегодня по нему около 150 км и нормально так вымотался. Булыжник валяется, доски, необъезжаемые ямы, “стиральная доска”,пылища, сумасшедшие лесовозы, повороты с наклоном во внешнюю сторону, а главное везде чёртов песок! Грейдер — как современная девушка: на фото всегда красивый, а на деле…

А вообще не успел сегодня свернуть на грейдер как увидел медведя, он просто переходил дорогу метрах в 300 от меня.

В этой связи решил лишний раз не останавливаться, но потребность возникла уже километров через 10. Поймал хороший такой воблинг на песке на скорости около 80 км/ч и понял, что надо срочно спустить давление в колёсах, иначе в следующий раз может уже не повезти. Ещё километров 20 ехал и искал людей, чтобы не вставать одному в глуши. В итоге нашёл каких-то строителей “дороги” и тормознул около них, стравил воздух на глазок, покурил и глотнул воды наконец.

После этого стало попроще, но и скорость я снизил до 60-70 км/ч. Сложно ехать всё время в предельной концентрации. Всё бы ничего, доехал куда планировал и слава богу, но завтра мне предстоит уже 460 км такого грейдера до Гимол (гора Воттоваара).

Сижу вот в Калевале на берегу озера и готовлюсь морально снова отправиться завтра в карельскую чащу…

Глава 9. Гора Воттоваара (Гимолы)

Вчерашние 450 километров грейдера мне покорились, но легко не было. То, что накануне казалось мне песком, на деле оказалось лишь “цветочками”. Вчера проехал около 100 км чисто пляжного глубокого песка, так что я теперь мастерски по нему езжу. В общем весь 450 км отрезок занял у меня 10 часов и стал официально самым сложным за всё путешествие.

 

Крестик на сумке — след прогара от глушителя. Жертвой пала моя любимая ветровка — вплавилась в сумку. Уже несколько дней ноет спина, вчера на пол пути стало совсем нестерпимо, пришлось закидываться обезболивающим на заправке и мчать пока не отпустило. Но через полчаса магия прошла и путь продолжал уже в каком-то медитативно-индифферентном состоянии.

Медведей больше не встречал, зато видел зайца и коршуна. Последний летел прямо рядом со мной несколько сотен метров, изучал, а камера как обычно уже села.

Грела лишь одна мысль – по воле случая в Гимолах меня ждали Дмитрий Федотов и товарищи со свободным местом под один мотоцикл. План отправить мотик на машине, чтобы не пилить тупо 1000 км по малоинтересным местам до Москвы, появился за несколько дней до этого и после грейдера он ощущался уже как настоящее спасение. Так что загрузили Ворону в тачку и сегодня утром он поехал в Москву с ребятами, а я на скрипучей Ниве гида – на последний чекпоинт моего путешествия, загадочную гору Воттоваару.

Гора – место поламничества язычников со всего мира. А ещё среди колдунов является, мол (здесь и далее – по словам гида), обязательным к посещению местом, иначе какой ты нафиг шаман. Приезжают реально со всего мира, даже негры из африканских племён, пропитываться энергией Ведьминой Горы.

 

Атмосфера на горе и правда мистическая, жирная. Во многом это благодаря торчащим голым, скрюченным стволам деревьев, погибших при пожаре в 2000-ых. А ещё здесь есть сейды и распилы. Сейд это огромный валун, неизвестно как и кем уложенный на три маленьких камня (см. фото). Распилом наш гид называл многометровые идеально ровные эээ “трещины” в породе, будто кто-то (по мнению гида это были инопланетяне) тысячу лет назад аккуратно разрезал камни на пласты и увозил их (с этой планеты) для своих нужд.

Не хочется прослыть уфологом, но логичного объяснения этим разрезам, повсеместно встречающимся на Горе, я придумать так и не смог. Никакое современное оборудование доставить на Гору не получилось бы, там дикие заповедные места без дорог и каких бы то ни было следов НАШЕЙ цивилизации. Если вдруг кто знает разгадку – напишите, очень интересно.

 

В 2000 году на горе по вине туристов произошел пожар и теперь на плато стоят скрючившиеся останки сосен.

Уже завтра ночью я сяду на поезд и двинусь в сторону Москвы с небольшой остановкой в Петрозаводске, а пока обмываю успешное окончание длинного путешествия (и разлуку с любимым мотоциклом) крепким деревенским самогоном с морошкой.

Глава 9. Эпилог

В завершении хочется сказать, что у меня вышла отличная, действительно интересная поездка. Так что если вы ищите куда поехать на мотоцикле и рассматриваете Север — езжайте, не пожалеете. Если будут вопросы по маршруту — обращайтесь, постараюсь ответить.

Мои друзья и партнёры, во многом благодаря которым эта поездка состоялась:

HUSQVARNA MOTORCYCLES RUSSIA

PROMOTO

Мой канал на Youtube, где осенью появится фильм о путешествии:

HUSKYBOY

Теги

Похожие материалы

Добавить комментарий

Back to top button